История волонтерства (добровольчества)

История волонтерства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся, думается, ничуть не короче истории самого человечества. Особенную актуальность эти идеи получили в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему является одной из центральных.

В Византии, в неделю Ваий (праздник Входа Господня в Иерусалим) и в другие крупные церковные праздники император выходил на улицы и сам раздавал милостыню нищим. Разумеется, его примеру следовало большинство состоятельных граждан империи. В Византии же появились первые богадельни, дававшие приют беспомощным старикам. Волонтерство в Европе средних веков подразумевало помимо всего прочего и неблагодарную профессию божедома во время эпидемий чумы и холеры. Странствующие врачи пытались лечить инфицированных прижиганием бубонов, прочими нехитрыми, почти шарлатанскими средствами того времени и в итоге заражались сами.

история волонтерства

Французское «volontaire» восходит к общеиндоевропейскому корню, означающему стремление, желание: латинское «voluntas» и славянское «воля» из той же парадигмы. Волонтерами в XVII- XVIII веках во Франции, Англии и других странах называли людей, добровольно идущих на военную службу. В то время всеобщей воинской повинности в Европе еще не существовало, и при объявлении войны стране и королю шли служить добровольцы. Так складывалось понятие волонтерства за границей, хотя и в России в XVIII веке бытовал термин «волентир» или «вулентёр» с тем же значением. Современное, более широкое понимание слово «волонтер» получило лишь в ХХ столетии.

Развитие волонтерства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. К слову сказать, ныне сбор пожертвований или фандрайзинг – один из наиболее распространенных видов волонтерства за рубежом.

История волонтерства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Ярчайший пример — подвиг Минина и Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент, когда на краю гибели была не только русская государственность, но и сама русская национальность.

Наше крестьянство вплоть до Октябрьской революции бережно хранило древние традиции взаимопомощи. Когда у кого-то случалась беда, ему помогали всем миром.

Дальнейшее развитие волонтерства в России тесно связано с трагической дифференциацией общества, произошедшей после петровских реформ, с проблемой образованного меньшинства, которое чувствовало свою историческую вину перед невежественным угнетенным большинством – с дихотомией «интеллигенция – народ». Известный в XIX веке феномен кающегося дворянина, который «опрощался» и шел в народ – одно из наиболее ярких проявлений волонтерства в России, что нашло отражение и в нашей классической литературе, к примеру, в романе «Новь» И. Тургенева.

Первые «человеколюбивые общества» под императорским патронажем в России были созданы еще в XVIII веке. В XIX возникли первые «некоммерческие общественные организации» – земства. Деятельность земств – весьма знаменательная веха истории волонтерства в нашей стране. Бесплатное начальное образование в дореволюционной России формально находилось в ведении Синода. Однако система церковно-приходских школ из-за незаинтересованности сельского духовенства была малоэффективна. Большинство народных начальных школ во II половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали волонтеры.

Земствам и врачам-энтузиастам история волонтерства в России обязана также распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства: вспомним хотя бы «Записки юного врача» М. Булгакова.

Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест).

Конечно, волонтерство в России было не только организованным. Всегда находились деятельные одиночки, жаждавшие помочь угнетенным и обездоленным, ведь это — в самом характере русского человека. Особенно трепетное отношение у многих было к заключенным. Большинство христолюбивых русских людей считало своей обязанностью по праздникам, а часто даже и в будни, навещать «сидельцев», одаривать их деньгами и едой, а то и ухаживать за ними. Некоторые из волонтеров-одиночек были настоящими подвижниками. Такое волонтерство получило глубокое осмысление в русской классике: достаточно вспомнить Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании», Алешу Карамазова, создавшего целую «волонтерскую команду» в «Братьях Карамазовых» у Ф. Достоевского, или Нехлюдова из «Воскресения» Л. Толстого.

После октября 1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы. Впрочем, это вовсе не значит, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно уходя на фронт в годы Великой Отечественной войны не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами. Вспомним, например, пронзительную повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».

В начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться, на каждом шагу сталкиваясь со множеством проблем, которые, в общем-то, не известны волонтерству за границей. Одна из наиболее острых – разобщенность и безынициативность современного российского общества, особенно молодежи, отторгнутой от традиционных культурно-исторических ценностей: пустота, которую стремятся заполнить преходящие фетиши западного индивидуализма. Это дискредитация основ коллективизма и взаимовыручки, которые слишком уж насильственно и рьяно насаждались у нас в годы советской власти. Это и всеобщее недоверие, особенно среди тех, кому волонтеры оказывают поддержку, ведь проявления бескорыстия в нынешнем эгоцентрическом бездуховном обществе многих настораживают. Сегодня добровольцем быть не престижно, однако волонтерство в Москве, волонтерство в Санкт-Петербурге и многих других городах России медленно, но все-таки возрождается и продолжает развиваться.

К сожалению, на сегодняшний день общая численность добровольцев в России едва превышает 1,5% от всего населения. В основном это, конечно, молодежь. Согласно недавно проведенному социологическому исследованию, 8,4 % пенсионеров хотели бы заниматься волонтерством в Москве. Между тем, если говорить, например, о волонтерстве за рубежом, например в США, картина окажется совершенно иной.

Наиболее активными и многочисленными представителями волонтерства в США являются именно пенсионеры: 24,6% их так или иначе участвует в добровольческом движении, что составляет больше половины от общей численности всех волонтеров в США. Безусловно, эта страна имеет богатейший опыт добровольческой деятельности, к которой привлекаются даже дети, начиная с 4 лет. Малыши занимаются сбором пожертвований, во время благотворительных спортивных состязаний подают воду атлетам. Волонтерство в США представлено многочисленными некоммерческими организациями, как религиозными так и светскими, которые содержат бесплатные больницы для людей, лишенных возможности оплачивать дорогостоящую медицинскую страховку, школы, городские центры для бездомных, получающих там бесплатное жилье и еду, разнообразные телефонные службы. 11% американских волонтеров трудится в хосписах. Безусловно, все это не идет ни в какое сравнение, скажем, с современным состоянием волонтерства в Санкт-Петербурге, Твери или Екатеринбурге.

Не менее успешно обстоит дело и с волонтерством в Европе. Там этот вид деятельности давно расценивается как социальная услуга, которая привносит в экономику различных стран от 3 до 15% ВВП. Если, к примеру, говорить о волонтерстве в Германии, там добровольцем, безвозмездно работающим в сфере тех или иных социальных услуг, является каждый третий или четвертый человек. Некоммерческие объединения, представляющие волонтерство в Германии, имеют давние традиции. Многие из них возникли сразу после Первой мировой войны.

Волонтерство весьма широко распространено во Франции, Нидерландах, Канаде, Японии и в большинстве других стран.

Отдельно следует сказать о волонтерстве международном и о той огромной роли, которую оно играло в отношениях между различными государствами Европы в течение всего прошлого столетия и продолжает играть сегодня. Годом придания волонтерству международного статуса считают1920-й. Тогда, тотчас по окончании Первой мировой войны, одной из самых разрушительных за всю историю Европы, группы волонтеров из Англии, Германии, Австрии, Швеции, Франции, вчерашние солдаты и вчерашние враги, собрались вместе, чтобы восстановить деревню близ Вердена. Деревня была полностью уничтожена в сражении, которое унесло более миллиона жизней.

Это беспрецедентное событие повлекло за собой создание старейшей международной волонтерской организации – SCI или Service Civil International (Международная Гражданская Помощь – франц.). Также, одной из старейших организаций подобного рода является Международный Красный Крест. Вслед за Красным Крестом и SCI очень скоро возникли такие международные добровольческие объединения как British Volunteer Programme (Британская волонтерская программа), US Peace Corps (Корпус Мира), Deutsche Entwiklungsdienst.

На сегодняшний день волонтерских организаций, имеющих международный статус, можно насчитать сотни. В частности, некоторые из них работают под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Их волонтеров встретишь повсюду, в местностях, пострадавших от военных конфликтов, экологических, гуманитарных катастроф. Они ведут строительные работы, оказывают гуманитарную, медицинскую и психологическую помощь, работают с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми и инвалидами, участвуют в образовательных программах. Ведь большинство из них – профессионалы, прошедшие строгий отбор и получившие серьезную подготовку.

В зарубежном волонтерстве существует также широкая практика международного обмена. К примеру, любой желающий сегодня имеет возможность отправиться приводить в порядок кладбище в Польше, или помогать в реставрации средневекового замка в Германии, или возделывать рисовые поля во Вьетнаме. Разумеется, такая работа не сулит никакой прибыли, зато гарантирует моральное удовлетворение и массу новых впечатлений.

В заключение, возвращаясь к положению добровольчества в России, хочется выразить надежду, что богатейшие традиции, которые имело когда-то волонтерство в нашей стране, не умерли и не умрут, а будут и дальше развиваться и процветать на благо всего человечества, во имя мира на земле и счастья каждого.

Ссылка на источник