Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Богомол на корточках. Древнее искусство без галлюциногенов

Кого чаще всего изображал на стенах пещер древний человек? Вы наверняка ответите: быков, лошадей, носорогов, слонов. В крайнем случае — львов и медведей. Рисовали свою самую желанную добычу, либо свой страх: зверей, представлявших реальную угрозу.

Богомол на корточках. Древнее искусство без галлюциногенов

Но кому пришло бы в голову вырезать на скале какую-то козявку? И тем не менее наскальная гравировка, найденная в окрестностях иранской деревни Саркубех, запечатлела именно насекомое. По крайней мере, так считают иранские археологи — авторы статьи в Journal of Orthoptera Research.

Художники каменного века редко изображали беспозвоночных, хотя такие находки есть — известно, например, изображение пещерного сверчка, вырезанное на кости бизона в эпоху верхнего палеолита. Конечно, возникает вопрос: зачем? Развлечения ради?

В горных районах Ирана много раз находили «зооморфные» петроглифы, то есть выгравированные на скалах изображения животных. Далеко не всех персонажей таких рисунков легко идентифицировать, в том числе и в случае, о котором идёт речь. Учитывая, что некоторые вырезанные на скалах существа были о шести ногах, местные археологи привлекли к работе энтомологов.

Петроглиф, найденный в Саркубехе, небольшой: 14 см в длину и 11 см в ширину. Когда его обнаружили в 2017 году, необычная форма поначалу поставила исследователей в тупик. Обращали на себя внимание большие глаза и удлинённые конечности. К сожалению, датировать естественно-научными методами находку не удалось, поэтому возраст расплывчатый: от 4 до 40 тыс. лет… Пишут, что международные санкции, наложенные на Иран, исключают использование радиоуглеродного анализа.

Энтомологи сравнили рисунок с членистоногими, распространёнными в этом регионе, и пришли к выводу, что больше всего петроглиф напоминает богомола в угрожающей позе. Специалисты даже предположили, что богомол мог относиться к роду Empusa — у этих насекомых такая же расширяющаяся кверху голова. Empusa живут в тёплых и сухих условиях, и вполне могли присутствовать в районе пещеры в то время, когда (правда, толком неизвестно когда) этот рисунок вырезался на скале.

Однако исследователи увидели в изображении и другой широко распространённый мотив — схематическое изображение сидящего на корточках человечка с кружками по бокам. Поэтому петроглиф охарактеризовали как «сидящий на корточках человек-богомол».

Богомол на корточках. Древнее искусство без галлюциногенов
«Сидящий на корточках», говорите? Гм, ну ладно.

Наскальные изображения существ, похожих на богомолов, встречаются в разных регионах мира, например, в Южной Африке. Некоторые ретивые авторы даже искали в этих рисунках доказательство древних контактов с инопланетянами — «людьми-богомолами, присланными на Землю в качестве Учителей». Нет, я серьёзно! См., например, здесь.

Авторы публикации вспоминают и о гипотезе, связывающей наскальное искусство с употреблением галлюциногенов. Однако разве реальные богомолы чем-то хуже инопланетян или наркотических глюков? Удивительных насекомых почитали ещё в древней Месопотамии. Отведено им место и в египетской Книге мёртвых, где богомол именуется «птица-танцор» и сопровождает умершего в некоторой части его пути.

Богомолами восхищались из-за их охотничьей сноровки, умения маскироваться и ловить добычу. Удивлялись и их, скажем так, своеобразному сексуальному поведению. С глубокой древности богомол представлялся сверхъестественным созданием, существом не от мира сего. Возможно, и в Саркубехе древний художник руководствовался теми же мотивами: изобразил объект своего страха и восхищения.

Автор: Александр Соколов

Ссылка на источник