Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Восприятие поэзии «прошито» в мозге

В нашем мозге, похоже, есть некие структуры, которые позволяют нам воспринимать поэзию. Недавняя работа исследователей из валлийского Бангорского университета, вышедшая в журнале Frontiers in Psychology, даёт возможность сделать такой вывод.

Восприятие поэзии «прошито» в мозге

Профессор Гийом Терри в своём исследовании решил подтвердить брошенную в 1932 году фразу великого Томаса Элиота «Настоящая поэзия воспринимается раньше, чем понимается». С этой фразы начинается его статья.

В чём же состоял его эксперимент? Терри воспользовался современной технологией электроэнцефалографии и старинной техникой валлийского стихосложения, которая называется кинханед (Cynghanedd — «созвучие» на валлийском языке). Это способ организации средневекового валлийского стиха на основе созвучий и внутренней рифмы.

Авторы исследования составили предложения, которые или используют кинханеды в своём построении, или нарушают их. Среди испытуемых все были уроженцами Уэльса, но никто понятия не имел о том, что такое кинханед.

Участников спрашивали, приятно ли им на слух предложение или нет. И чаще всего предложение, организованное по правилам средневекового стихосложения (сильно отличного от современного), вызывало «положительный» отзыв. Одновременно авторы измеряли вызванные мозговые потенциалы (ERP).

Нейролингвистам удалось выявить связанный с кинханедом ERP, который проявлялся через доли секунды после того, как закончилось звучание предложения. Интересно, что мозг правильно воспринимал кинханед даже тогда, когда сам испытуемый не мог определиться с ответом.

«Это первый раз, когда мы видим бессознательную переработку поэтической конструкции мозгом, и, конечно, это очень интересно — думать, что поэзия может вдохновлять человеческий разум даже тогда, когда он её не замечает», — заключил Терри.

Текст: Алексей Паевский

Ссылка на источник