Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Культурные различия оказались связаны с оценкой креативности

Ученые НИУ ВШЭ выяснили, что люди, принадлежащие к разным культурам, по-разному оценивают творчество других людей. Россияне считают, что чем необычнее рисунок, тем он креативнее, а участники из ОАЭ — наоборот. Статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology.

Культурные различия оказались связаны с оценкой креативности

Культурные особенности определяют то, как человек оценивает результат творческой деятельности других людей. Через культуру люди неосознанно усваивают представления о креативности и творческой деятельности. Они, в свою очередь, влияют на оценку творческого труда. Однако до сих пор неизвестно, как культурные различия проявляются в оценках таких работ.

Чтобы это выяснить, доцент факультета социальных наук ВШЭ Анатолий Хархурин (при участии доцента факультета социальных наук ВШЭ Сергея Яголковского) провел исследование в рамках проекта Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

На первой стадии работы исследователи использовали тест на структурированное воображение Томаса Уорда. В исследовании участвовали студенты Высшей школы экономики и Американского университета Шарджи (ОАЭ). Испытуемых просили вообразить, нарисовать и описать существо, живущее на другой планете. С помощью этого теста оценивали способность респондентов мыслить нестандартно.

Все рисунки анализировали по трем признакам: наличию двусторонней симметрии, двух глаз и четырех конечностей. Инопланетяне, имеющие все три свойства, похожи на привычные нам изображения обитающих на Земле людей и животных. Однако инопланетянина можно нарисовать и нарушив эти правила.

Затем полученные рисунки оценили члены жюри из России и ОАЭ. Российское жюри включало 53 учащихся 17–20 лет, эмиратское — столько же участников в возрастном диапазоне от 17 до 26 лет. Для этого было отобрано 100 работ — поровну от представителей двух стран. Задачей жюри было оценить креативность работ по пятибалльной шкале.

Ученые предположили, что представители различных культур должны были оценить рисунки по-разному. Российское жюри присудило всем участникам вне зависимости от национальности больше баллов, чем коллеги из ОАЭ. Помимо этого, рисунки российских студентов были оценены выше, чем рисунки эмиратских студентов, как российскими, так и эмиратскими арбитрами. Рисунки россиян получили 3,12 балла от соотечественников и 2,54 — от эмиратцев, в то время как рисунки эмиратцев получили 2,33 балла от россиян и 1,94 — от соотечественников.

Анализ полученных данных показал, что отличия в оценках были связаны с тем, насколько привычно выглядели инопланетяне на рисунках. В первой фазе исследования участники из ОАЭ, рисуя инопланетян, в целом реже отклонялись от инвариантов, чем россияне. Это может объясняться неодобрением творческого задания, предполагающего нарушения правил.

Группа из ОАЭ чаще считала рисунки инопланетян, непохожих на земных существ, менее привлекательными — следовательно, эти рисунки оценивались как менее креативные. В то же время российские испытуемые, напротив, считали, что чем меньше инопланетянин похож на земное животное или человека, тем креативнее весь рисунок.

«Люди разных культур по-разному оценивают творческую работу. Представители западных стран ценят в произведении новизну и оригинальность, а люди из восточных стран — эстетичность и доброкачественность выполненной работы. Поэтому в западных странах выход за пределы общепринятых стандартов поощряется, а в восточных ценится ниже», — считает Анатолий Хархурин.

Однако при всех культурных различиях в восприятии креативности российское и эмиратское жюри выше оценили креативность рисунков, созданных участниками из России. Это может быть связано с тем, что правила эстетики, в отличие от убеждений, связанных с творчеством, универсальны для разных культур, и обе группы находили рисунки российских участников более эстетичными.

Ссылка на источник