Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Ученые узнали, зачем перуанцы раскрашивали черепа

Уже тысячу лет назад народ чинча, живший на территории современного Перу, украшал останки своих предков красным пигментом. С приходом европейцев традиция не прервалась, а в некоторых местах даже усилилась. Авторы нового исследования полагают, что узнали причину этого.

Ученые узнали, зачем перуанцы раскрашивали черепа
На этом черепе следы красной краски остались как на внешней, так и на внутренней стороне. Это означает, что руки человека, наносившего рисунок, были в краске.

В Journal of Anthropological Archaeology вышла работа с результатами исследования находок из долины Чинча на юге современного Перу. Эти скелетные останки, а также значительное количество предметов погребального инвентаря извлекли более чем из ста чульп. Чульпа — большое могильное сооружение народа чинча и некоторых их соседей. В чульпах погребали сразу несколько человек.

Кости, ставшие предметом исследования, можно по датировке разделить на три части: первая относится к позднему промежуточному периоду (1000-1400 годы нашей эры), вторая — к позднему горизонту (1400-1532 годы нашей эры) и колониальному периоду (1532-1825 годы). В 38 случаях кости (в основном черепа) были окрашены красным пигментом. Причем они относятся ко всем трем периодам.

Авторы работы обнаружили, что художники применяли различные виды красной краски и что только у некоторых людей кости были окрашены после смерти.

Использование красного пигмента в похоронных ритуалах насчитывает тысячи лет в Перу и связано с длительными ритуалами в отношении умерших членов общества. «Смерть не была концом, — сказано в статье. — Это был поворотный момент трансформации в другой вид существования и критический переход от одного состояния к другому, обеспечивающий основу для дальнейшей жизни». В этом смысле особенно интригующим выглядит то, что уже после прихода испанцев чинча также продолжили раскрашивать черепа своих предков.

Исследователи взяли образцы красной краски с поверхности различных артефактов и костей, 25 из которых были человеческими черепами. Используя три различных метода — рентгеновскую порошковую дифракцию, рентгеновскую флуоресцентную спектрометрию и лазерную абляцию — они определили состав красных пигментов.

Красная краска на 24 образцах была получена из какой-то железной руды, возможно, гематита, на 13 — из киновари на основе ртути, а на одном — из комбинации этих двух веществ. Дальнейший химический анализ показал, что киноварь была импортирована на сотни километров, в то время как гематит, скорее всего, был получен из местных источников.

Большинство людей, чьи кости были окрашены, оказались взрослыми мужчинами. Но нашлись и исключения: несколько женщин и детей, причем некоторые из них были с зажившими травмами, а у некоторых форма черепа была изменена в младенчестве.

Также исследователи выяснили, как наносили красную краску. «Посмертные художники» использовали для этого текстиль, листья и собственные руки: толстые вертикальные или горизонтальные линии краски на черепах свидетельствуют о том, что рисовать пальцами было совсем не зазорно. Более того, авторы считают, что именно рисование пальцами имело решающее значение для формирования неких сакральных связей между живыми и мертвыми.

Авторы пишут о том, что еще не выяснили, когда именно на кости нанесли краску. Понятно, что это произошло уже после того, как тела были скелетированы. Но вот сколько точно времени прошло между смертью человека и покраской его черепа — только предстоит выяснить.

Дело в том, что некоторые окрашенные кости, особенно черепа, были удалены и помещены над другими могилами — по мнению исследователей, для защиты мертвых. Объединив теории, основанные на андских представлениях о смерти и космологии, с научным анализом раскрашенных скелетов, они предполагают, что проступки против мертвых, такие как мародерство, должны были исправлять живые. «Мы предполагаем, что люди возвращались в потревоженные чульпы, чтобы раскрасить человеческие останки, которые стали оскверненными после европейского вторжения», — сказано в работе.

Автор: Алиса Гаджиева

Ссылка на источник