Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Почему музыка застревает в голове

Наверняка многим знакомо такое явление, как синдром навязчивой мелодии. Какая-то песня или мотив буквально «застревает» в голове, что очень скоро начинает раздражать. А избавиться от неё бывает порой очень сложно.

Почему музыка застревает в голове

Учёных давно интересовало это явление, а особенно то, что происходит в это время с нашим мозгом: как изменяется его работа, какие области активируются и так далее. Согласно более ранним исследованиям, синдром навязчивой мелодии испытывают 98% людей, причём у женщин он длится дольше и вызывает больше раздражения, чем у мужчин.

Нейробиологи также нашли способ избавиться от застревающей в голове музыки: для этого следует чем-то занять рабочую память (почитать книгу, разгадать судоку).

В ходе новой работы, опубликованной в издании Cerebral Cortex, швейцарские исследователи решили выяснить, что конкретно происходит в мозге человека, когда он постоянно «проигрывает» одну и ту же мелодию.

Специалисты поясняют: когда человек слышит музыку, разные области его мозга обрабатывают низкие и высокие частоты, обеспечивая единое слуховое восприятие. Изучать этот процесс довольно легко при непосредственном прослушивании музыки, а вот когда она «звучит» лишь в голове, без слуховой стимуляции, сделать это гораздо сложнее.

В связи с этим команда из Федеральной политехнической школы Лозанны разработала новый подход к изучению синдрома навязчивой мелодии. Совместно с американскими коллегами учёные работали с одним пациентом. В прошлом он был опытным пианистом, а сейчас проходит лечение от эпилепсии.

Сперва его попросили сыграть две композиции на синтезаторе с включённым звуком. При этом исследователи записывали музыку и фиксировали мозговую активность добровольца. Затем пациент повторно сыграл те же пьесы, но исследователи выключили звук на синтезаторе и попросили музыканта воспроизводить звучание мелодии в голове. Активность мозга снова была зафиксирована. Также учёные записали звуки «игры» на выключенных клавишах, чтобы точно зафиксировать время между нейронной активностью и спектрально-временным содержанием «музыкального представления».

Затем специалисты сравнили показатели мозговой активности в двух случаях: когда мозг реагировал на внешние звуки и когда сам «воспроизводил» её. Модели гамма-нейронной активности показали, что во втором случае активировались те же самые области, что и в первом. То есть части мозга, отвечающие за обработку низких и высоких частот, работают, даже когда музыка играет только у нас в голове.

Авторы отмечают, что для отслеживания активности мозга использовали сложный современный метод – электрокортикографию. Она предполагает имплантацию электродов прямо в мозг пациента (этот метод часто используется для лечения людей с эпилепсией). Преимущество этого метода заключается в том, что он позволяет фиксировать активность мозга с очень высоким пространственным и временным разрешением, что крайне важно, учитывая, насколько быстрыми являются ответы нейронов.

Команда планирует продолжить исследования в этой области, но теперь учёные хотят поработать с пациентами, у которых наблюдается афазия. Это отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи, то есть неспособность говорить. Обработка услышанной речи, а также воспроизведение речи «в уме» – процессы многоуровневые, более сложные, нежели восприятие и «воспроизведение» музыки. Однако со временем учёные хотят найти способ воссоздавать звуки, которые человек «произносит» в своей голове (с музыкой нечто подобное проделать уже удавалось).

Автор: Юлия Воробьёва

Ссылка на источник