Ритмичные звуки на частотах, недоступных человеческому слуху, оказывают влияние на слушателей. Эксперименты с канадской группой Orphx показали, что экстремально низкие басы стимулируют публику танцевать, хотя не воспринимаются сознанием.
«Музыка — это биологическая загадка: она не нужна для размножения, для питания или выживания, но почему люди так любят ее и так любят под нее двигаться»? — говорит Дэниел Кэмерон (Daniel Cameron). Вместе с коллегами из канадского Университета МакМастер он исследует влияние музыки на нашу нервную систему. В своей новой работе ученые обнаружили, что даже сверхнизкие, лежащие на грани слуха частоты незаметно воздействуют на слушателей, стимулируя их танцевать и двигаться активнее. Их статья опубликована в журнале Current Biology.
Влияние музыки на человека неожиданно и разнообразно. Многие его аспекты связаны с личным опытом и привычной культурой, однако другие универсальны. Недаром представители любых народов воспринимают одни и те же мелодические фразы одинаково — скажем, как печальные или призывные, торжествующие. Есть и более загадочные проявления вроде улучшения памяти при прослушивании хорошо знакомых композиций.
Специально для музыкальных исследований при Университете МакМастер устроен «лабораторный» концертный зал LIVELab. Он оснащен камерами с системой захвата движения и сложным акустическим оборудованием Meyer, способным воспроизводить весь спектр частот, доступных человеческому уху (примерно от 20 до 20 тысяч герц), а также за пределами этого диапазона. Для участия в новых экспериментах Кэмерон и его коллеги пригласили популярный дуэт Orphx, работающий в жанре электронной танцевальной музыки.
Пришедшим на концерт добровольцам раздали датчики, позволяющие лучше отслеживать их движения. Кроме того, они заполняли опросники до и после 55-минутного выступления. А во время него ученые незаметно меняли настройки акустического оборудования: раз в 2,5 минуты они включали и выключали динамики, которые воспроизводили басы сверхнизких частот — от восьми до 37 герц.
По результатам работы авторы сравнили интенсивность движений публики в эти промежутки. Оказалось, в моменты звучания сверхнизких басов публика двигалась в среднем на 11,8 процента активнее, чем когда их не было. При этом опросники показали, что на слух никто не заметил никакой разницы: слишком низки были частоты.
Причины этого в точности не известны. Авторы исследования предполагают, что эффект может быть связан с непосредственным влиянием сверхнизких частот на мозг, минуя сознательное восприятие. Структуры внутреннего уха тесно интегрированы в работу вестибулярного аппарата и моторной системы. Возможно, их колебания способны напрямую отражаться в работе, не задействуя слух.
Автор: Сергей Васильев