Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Культурные бонобо не будут драться за пищу

Две группы бонобо делят общую территорию, часто общаются, спариваются и даже охотятся вместе. Несмотря на это, у них разные охотничьи традиции: одни обожают ловить шипохвостов, а другим больше по душе белки или дукеры. Как это объяснить?

Культурные бонобо не будут драться за пищу

Приматологи, четыре года наблюдавшие за карликовыми шимпанзе в ДР Конго, пытаются разобраться.

О культуре человекообразных обезьян приматологи говорят уже давно, правда, часто заключая это слово в кавычки. «Культурой» исследователи называют такие групповые модели поведения, которые приобретаются в процессе обучения. Например, способность птицы вить гнездо вряд ли можно назвать элементом культуры, как бы мастерски птица это не делала. А вот когда детёныш шимпанзе неумело пытается подцеплять веточкой муравьёв, глядя на действия своей мамаши — этот маленький гоминоид очень культурен, в том смысле, что обучается некому полезному навыку.

Существование у животных культуры обычно доказывают, приводя в качестве примера различия в поведении разных популяций одного вида. К примеру, в одних сообществах шимпанзе колют орехи камнями, а в других никогда этого не делают, зато умело раскапывают гнёзда земляных ос с помощью палочек. Чем это объяснить, как не разными традициями? Но при желании можно придумать возражение: быть может, дело всего лишь в экологических отличиях — на территории первой популяции редко встречаются земляные осы, но много орехов? Или мёд этих самых ос любят только юные самки, а зрелым обезьянам возиться с пчёлами не к лицу — и в первом случае мы наблюдаем за группой, где мало молодых девиц. Или, наконец, эти популяции всё же разные биологически, и их предпочтения связаны с генетическими особенностями. Итак, редко представляется возможность строго показать, что особенности поведения некоторой группы животных — именно культурные, а не какие-то ещё. Для этого нужно, чтобы две популяции были генетически идентичны, занимали одну и ту же территорию и — несмотря на это — каждая из них сохраняла бы некую самобытность. Разве такое бывает?

Иногда — бывает! Именно в такой ситуации находятся два сообщества карликовых шимпанзе (бонобо) в заповеднике Коколопори, Демократическая республика Конго. Группы обезьян Экалакала и Кокоалонго часто контактируют, обмениваются генами, и их ареал перекрываются на 65%. Бонобо — не так агрессивны, как обыкновенные шимпанзе, поэтому их сообщества могут мирно уживаться на одной территории и даже устраивать совместные охоты с последующим дележом добычи. Да, хотя у бонобо репутация «обезьян-пацифистов», они, как и их более злобные сородичи, периодически охотятся на небольших млекопитающих — антилоп-дукеров, белок и грызунов-шипохвостов — и с удовольствием их поедают.

Ситуация интересная для исследователей ещё и потому, что «культурные» особенности бонобо изучены хуже, чем у обыкновенных шимпанзе. Приматологи, наблюдавшие за этими обезьянами в течение четырёх лет, решили сравнить: отличаются ли охотничьи пристрастия у двух групп бонобо. Учёные зафиксровали 59 упешных охот, а также 11 неудач в обеих группах. В охотничьих рейдах участвовала бóльшая часть взрослых членов обезьяньих сообществ.

Оказалось, что члены сообщества Экалакала обожали охотиться на шипохвостов, однако их соседи предпочитали белок и дукеров. Охота на шипохвостов и дукеров происходила как правило на общей для обеих групп территории, но на белок — лишь в 46% случаев. В целом, более 80% всех охот наблюдались на части ареала, общей для сообществ. Надо добавить, что поимка дукера или шипохвоста — шумное событие, привлекающее многих обезьян, но белок карликовые шимпанзе ловят тихо и часто в одиночку, поэтому какие-то случаи могли ускользнуть от внимания исследователей.

Много раз во время наблюдений сообщества обезьян объединялись, и 9 охот проходили совместно, с последующим разделением мяса между группами. Поскольку территория общая, доступность той или иной добычи едва ли может влиять на охотничий выбор. Тем не менее, мы видим, как различны вкусы у соседей. Исследователи убедились, что разницей в возрасте и половом составе групп эту разницу никак не объяснить. Невозможно использовать в качестве довода и генетические особенности, поскольку самки часто мигрируют между группами, так что у сообществ, фактически, общий генофонд. Разница, на самом деле, вот в чём: дукер — строго наземное животное, а белка — древесное. И на тех и на других обезьяны могут охотиться в одиночку (проще всего — на белок). Однако шипохвосты — хитрые существа, перемещающиеся и по земле, и по ветвям, благодаря летательной перепонке они могут планировать. Чтобы раздобыть такого зверька, требуется участие нескольких обезьян, загоняющих или подстерегающих добычу и внизу, и на деревьях. Возможно, обезьяны из сообщества Экалакала склонны кооперироваться друг с другом, а в Кокоалонго собрались гордые индивидуалисты.

Исследователи упомянули еще пару гипотез — влияние вкусовых предпочтений у разных обезьян, а также существование «влиятельного охотника» — авторитетной особи, поощряющей коллективную охоту в Экалакала. Это, впрочем, не объясняет, почему индивидуальная охота почти отсутствует в этом сообществе.

Вот и остаётся заключить, что наблюдаемые различия можно объяснить только некими привычками, традициями, то есть культурой. «Бонобо севера» исстари охотятся на шипохвостов, а «бонобо юга» терпеть их не могут — так завещали им предки. Но тогда возникает вопрос: как эти культурные особенности могут сохраняться, учитывая постоянные контакты и даже генетический обмен между группами.

Исследователи полагают, что тут играет роль непредсказуемость и краткосрочность межгрупповых контактов: ведь для обучения новой технике охоты требуется много времени и усилий. Кроме того, несмотря на регулярные встречи, представители каждого сообщества могут с некоторым недоверием относиться к чужакам, и эта предвзятость мешает перенимать модели поведения.

Кстати, в этих различиях есть и выгодный момент: снижение межгрупповой конкуренции. Если одна группа охотится на дукеров, а другая — на шипохвостов, у них меньше поводов для конфликтов из-за пищи. Вот она, польза традиций. И вообще, культурные бонобо не будут драться за пищу — вместо этого лучше заняться сексом.

Автор: Александр Соколов

Ссылка на источник