Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Как проходит мирская слава

Хотя разнообразные политические новости порой вызывают бурную реакцию, многие ли из нас вспомнят какие-то особо острые информационные поводы, случившиеся год, полгода или месяц назад?

Как проходит мирская слава

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что то же самое касается многих музыкальных хитов, фильмов, книг, героев спорта и т. д. Коллективной памяти, как и индивидуальной, свойственно забывать. Но при этом, как говорится в недавней статье в Nature Human Behaviour, коллективное забывание можно описать определённым математическим законом.

Исследователи из Массачусетского технологического института вместе с коллегами из Северо-западного университета и чилийского Университета развития выбрали около 1700 известных спортсменов, около полумиллиона научных статей по физике, 1,7 млн патентов и примерно 33 000 песен и 15 000 трейлеров к фильмам – и посчитали, как менялась по отношению к ним коллективная культурная память.

В случае спортсменов анализировали, сколько раз про них читали в Википедии, для физических статей и патентов считали количество цитат, для песен и трейлеров – сколько раз их смотрели и слушали в сети. Очевидно, что в каждом случае оценивали не память как таковую, а внимание, которое уделяется тому или иному предмету. Однако также очевидно, что внимание тесно связано с памятью, и по коллективному вниманию к научной статье или кинотрейлеру можно судить о культурной памяти.

Несмотря на то, что речь, казалось бы, шла об очень разных вещах (одно дело – звёзды спорта, другое – научные статьи), во всех случаях популярность падала по биэкспоненциальной кривой: резкий спад в начале сменялся более пологим затуханием, которое растягивалось на долгое время. Правда, если форма кривой для статей, песен и пр. была одинаковой, то величина отдельных участков заметно отличалась. Например, резкое «первоначально забывание» сильнее всего было выражено у музыки. То есть поп-песни из массового обихода вымываются довольно быстро, в среднем за шесть лет – внимание к ним угасает скорее, чем к трейлерам и научным статьям, хотя поклонники именно этих песен потом могут помнить их довольно долго. А вот дольше всего «первоначальное забывание» длится у звёзд спорта – в среднем 20–­30 лет (после чего их, очевидно, опять же помнят только преданные поклонники).

Авторы работы соотносят с двумя фазами забывания два разных процесса. Про песню, трейлер, патент и прочее мы можем узнать из какого-нибудь специального материала, погрузившись в тему – или же нам про это может рассказать знакомый, мы можем услышать или прочитать про научную статью или про фильм в каком-то обсуждении и т. д. И вот когда про культурный феномен перестают рассказывать друг другу, когда перестают друг другу кидать ссылки на песню-трейлер-статью, вот тогда случается резкое забывание. После начинает работать уже собственно культурная память, опирающаяся на письменные источники, пусть даже такие источники выглядят как архив паблика в социальной сети. Конечно, такая память тоже постепенно угасает, но намного медленнее, и это будет второй частью биэкспоненциальной кривой.

Конечно, есть и исключения – каждый может вспомнить какого-нибудь известного человека или явление культуры, память о которых длится без конца. Но мало кто будет спорить с тем, что забываем мы гораздо больше, чем помним, и авторы работы, как и полагается в науке, сосредоточились не на исключениях, а на общих закономерностях. Возможно, что эти закономерности удастся использовать в практических целях. И речь вовсе не обязательно о том, чтобы как-то продлевать культурную память – надо признаться, многие культурно-политические сюжеты только выиграли бы от того, чтобы резкое «первоначальное забывание» случилось с ними как можно резче.

Автор: Кирилл Стасевич

Ссылка на источник