Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Загрузка рабочей памяти помогла нерелевантным стимулам привлечь внимание

Во время зрительного поиска отвлекающие стимулы привлекают больше внимания при высокой загрузке рабочей памяти, выяснили ученые из Австралии и Нидерландов.

Загрузка рабочей памяти помогла нерелевантным стимулам привлечь внимание

С помощью двух айтрекинг-экспериментов они показали, что от поиска цели яркие сторонние объекты отвлекают чаще, если человек занят посторонней задачей, а также если эти объекты несут определенную высокую ценность. Полученные данные могут рассказать о формировании и устойчивости зависимостей, в особенности — в условиях стресса, пишут ученые в Psychological Science.

Зрительное внимание в первую очередь регулируется восходящими (bottom-up) процессами, то есть внешними факторами и особенностями информации в окружающем мире. Именно поэтому в первую очередь внимание привлекают физически выделенные (салиентные) объекты: яркие цвета, неоновые вывески и громкие слоганы. Разумеется, нисходящие (top-down) процессы тоже регулируют внимание: с одной стороны, они помогают отвести внимание от нерелевантной информации, даже если внешне она привлекает, а с другой — могут его усилить. Последнее работает, к примеру, в том случае, если выделенный стимул связан с получением важного вознаграждения. Например, человека с алкогольной зависимостью скорее всего привлечет яркая вывеска бара, причем даже в том случае, если все его внимание направлено на поиск прачечной.

При этом роль вознаграждения в отвлекающих стимулах не до конца понятна. А именно — неясна контролируемость его воздействия: например, зависит ли то, насколько вознаграждающий стимул может отвлечь внимания, от специфики задания при визуальном поиске, другой информации, доступной в поле зрения, а также — от других нисходящих когнитивных процессов.

Разобраться в этом подробнее решили ученые под руководством Поппи Уотсон (Poppy Watson) из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия). Для этого они провели два поведенческих эксперимента с использованием айтрекинга, в котором приняли участие 70 человек: 30 — в первом, а остальные поучаствовали во втором.

В первом эксперименте участникам показывали экран с фиксационным крестом, на котором им надо было сфокусировать внимание. Через несколько миллисекунд крест исчезал, а еще через несколько мгновений на экране появлялся круг из геометрических фигур. Задача участников состояла в том, чтобы как можно быстрее перевести взгляд на ромб: за это они получали баллы. Сложность задания состояла в том, что одна из оставшихся фигур (кругов) сильно выделялась на фоне остальных цветом, и в случае, если участник первым делом посмотрит на нее, а не на нужную фигуру-ромб, баллы за пробу не засчитывались. При этом до начала эксперимента участники были проинформированы о том, сколько баллов им может принести появление на экране той или иной отвлекающей фигуры: в случае, если круг, на который нельзя смотреть, был синим, участник мог получить 500 баллов, а если оранжевым — только 10.

Дополнительная сложность задания состояла в том, что до того, как на экране появлялся круг из геометрических фигур, участникам давали небольшое задание — запомнить ряд цифр и в конце каждого задания на определение цели-ромба назвать ту цифру, которая стояла в ряду на определенном месте. Всего цифр для запоминания было либо пять, либо всего одна, а количеством цифр определялась либо высокая, либо низка загрузка рабочей памяти соответственно. От правильного ответа при назывании цифры также зависело количество полученных баллов: в конце эксперимента по количеству этих баллов определялось денежное вознаграждение за прохождение эксперимента (всего участники могли заработать от 8 до 13 долларов).

Ученые заметили, что в случае, когда отвлекающий круг сигнализировал о высоком вознаграждении, участники делали гораздо (p < 0,001) больше ошибок, чем в случаях с небольшим вознаграждением и контрольным условиям, где отвлекающего круга не было вообще. Значительно больше (p < 0,001) ошибок также совершалось в условии, когда загрузка рабочей памяти была высокой (то есть когда участникам нужно было запомнить пять цифр).

Второй эксперимент был похож на первый, но с одним отличием: рядом с целью, на которую необходимо было посмотреть, могли появиться сразу два круга (обозначающие большое и малое вознаграждение). В случае, когда таких кругов было два, больше участники отвлекались на тот, который сигнализировал о большем вознаграждении, а в особенности — в условии высокой загрузки рабочей памяти.

Ученые таким образом показали, что и выделенные свойства отвлекающих объектов, и то, какое вознаграждение они несут, влияет на распределение внимание в их сторону, при этом этот эффект увеличивается в случае большой загруженности рабочей памяти. Из этого авторы заключают, что распределение внимания в сторону отвлекающих стимулов — не чисто восходящий процесс: отчасти он обусловлен особенностями нисходящих процессов внимания и работой исполнительных функций (рабочей памяти). Предположительно, так происходит из-за того, что для эффективного распределения внимания рабочая память не должна быть загружена полностью, а в случае, когда это происходит, контроля над исполнительными функциями становится недостаточно, что приводит к тому, что отвлекающие стимулы берут на себя больше внимания. Такую ситуацию авторы сравнивают с условиями, когда человек находится в состоянии большого стресса (например, при высоких рабочих нагрузках), и контролировать влияние сторонних (часто — вредных стимулов, таких как алкоголь или вредная еда) становится тяжелее.

Строго говоря, при зрительном поиске больше внимания привлекают не выделенные по внешним признакам объекты, а те объекты, которые имеют для этого поиска какой-то смысл: то есть и внешние признаки могут быть отражением нисходящих процессов внимания, как два года назад показали американские психологи.

Автор: Елизавета Ивтушок

Ссылка на источник