Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Компьютерная игра помогла развить эмпатию у подростков

Видеоигра, разработанная американскими психологами, помогла развить у подростков навыки эмпатии — способности чувствовать состояние другого человека, сообщается в журнале npj Science of Learning.

Компьютерная игра помогла развить эмпатию у подростков

По мнению ученых, игры, созданные для тренировки эмпатии, могут помочь пациентам, испытывающим затруднения при определении настроения окружающих, например при расстройствах аутистического спектра.

Подростковый возраст сопровождается не только с масштабными физиологическими изменениями, но и с психологическими. Именно в этот период многие люди впервые сталкиваются с тревожными расстройствами, депрессией, чаще переживают травлю со стороны сверстников. Исследования показывают, что эмпатия может улучшить психическое состояние человека в этом возрасте: подростки с более развитыми эмпатическими навыками меньше рискуют стать мишенью для издевательств и реже сталкиваются с симптомами интернализационных расстройств (internalizing disorders), которые связаны с переживанием своих проблем.

Психолог Тамми Крал (Tammi Kral) и ее коллеги из Висконсинского университета в Мадисоне решили проверить, можно ли улучшить эмпатические качества подростков с помощью компьютерной игры. Они разработали игру под названием «Кристаллы Кайдора» (Crystals of Kaydor), в которой участникам необходимо взаимодействовать с пришельцами с другой планеты. Инопланетяне не знают человеческого языка, но похожим образом выражают свое настроение — например, улыбкой или нахмуренными бровями. Игрокам необходимо было определить, какие эмоции испытывает представитель внеземной цивилизации — злость, страх, счастье, удивление, отвращение или грусть — а также правильно на них отреагировать и помочь пришельцу справиться с заданиями.

В то время как 34 подростка в возрасте от 11 до 14 лет играли в «Кристаллы Кайдора», оставшиеся 40 участников эксперимента были контрольной группой — они играли в игру Bastion, где необходимо собрать материалы для создания машины, которая спасет деревню. Она не тренировала эмпатические навыки. Также испытуемые проходили опрос, определяющий их уровень эмпатии. Кроме того, исследователи с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) следили за активностью участков мозга, связанных с обработкой эмоций — задней поясной коры, медиальной префронтальной коры и миндалины. Во время сканирования добровольцы находились в состоянии покоя.

Подростки играли в игру в течение двух недель, проводя за ней, в среднем, около 70 минут в день. Контрольное тестирование и фМРТ проходили до начала и после завершения эксперимента.

фМРТ испытуемых

Выяснилось, что у испытуемых, игравших в «Кристаллы Кайдора», в целом повысилась совместная активность исследуемых участков мозга. У контрольной группы таких изменений не было выявлено. Участники, у которых наблюдались значимые изменения в активности связанных с обработкой эмоций областей, также лучше проходили тест на эмпатию в конце эксперимента. Стоит упомянуть, что положительный эффект от игры был заметен не у всех. Психологи объясняют это тем, что такой метод может подходить не всем. В будущем они надеются определить, какие дети более восприимчивы к этому типу обучения и почему. Крал считает, что подобные игры могут помочь детям и подросткам, которым сложно определять эмоции окружающих людей.

Недавно исследователи определили, что передняя поясная кора у людей с высоким и низким уровнем эмпатии активируется различным образом. У первых она проявляет максимум активности тогда, когда эмпаты осознают, что другой человек может скоро получить награду. А у людей с низкой эмпатией эта же область возбуждается в том случае, если они понимают что не получат в ближайшее время награду сами.

Автор: Кристина Уласович

Ссылка на источник