Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Актёры теряют собственное «я», когда вживаются в роли

Легендарный Марлон Брандо однажды сказал, что актёрство – наименее загадочное из всех ремёсел. Но учёные не согласны с мнением мастера. Их давно интересует, что происходит в мозге человека, когда он вживается в образ другого.

Актёры теряют собственное «я», когда вживаются в роли

Исследователи из Университета МакMастерa в Канаде провели любопытный эксперимент, чтобы узнать, изменяется ли мозговая активность актёров, когда они играют свои роли.

В исследовании приняли участие 15 студентов, изучающих театральное искусство и обучающихся по актёрскому методу. Это специальный набор приёмов, который разработан на основе системы Станиславского и призван развивать искренность и эмоциональность на сцене.

Юноши и девушки, принимавшие участие в этой работе, играли роли Ромео либо Джульетты в пьесе Шекспира. Эти образы и были использованы в ходе испытания.

Добровольцев помещали в МРТ-сканер и следили за их мозговой активностью в разных ситуациях. В одном случае участников просили просто отвечать на вопросы, в другом – также говорить от себя, но с британским акцентом, в третьем – отвечать от лица близкого друга.

В ещё одном эксперименте студенты должны были вжиться в образы своих персонажей и либо отвечать на вопросы от лица Ромео или Джульетты, либо сыграть знаменитую “сцену на балконе” из спектакля (в этой сцене влюблённые признаются друг другу в своих чувствах).

Анализируя активность головного мозга добровольцев, специалисты выявили интересные закономерности. Когда участники притворялись своими друзьями или говорили с акцентом, у них снижалась активность в префронтальной коре – отделе мозга, который отвечает за социальное поведение, принятие решений и проявление личностных качеств.

Ещё более выраженное снижение активности префронтальной коры наблюдалось во второй части эксперимента.

По словам авторов работы, играя роли своих персонажей, добровольцы в самом деле теряли часть своего самосознания. То же самое происходило, когда участники отвечали на вопросы от лица Ромео или Джульетты. Вероятно, в этом случае снижение активности в области, отвечающей за собственное “я”, объясняется тем, что добровольцам нужно было проанализировать характер своего персонажа и сделать определённые выводы о его личностных качествах. Это не требовалось, к примеру, в эксперименте с образами друзей, которых участники и так хорошо знали.

Но когда актёры говорили от лица своих персонажей или играли сцену из спектакля, у них происходило ещё одно изменение: повышалась активность в области под названием предклинье (precuneus). Это участок теменной доли на внутренней поверхности обоих полушарий большого мозга, который связан с сознанием, визуально-пространственной обработкой, эпизодической памятью и концентрацией внимания.

Судя по всему, активность предклиянья помогает сохранять собственное сознание, даже когда актёр мыслит и говорит от лица персонажа, считают учёные.

“Актёры должны как бы разделить своё сознание – контролировать себя и одновременно быть в образе”, – поясняет ведущий автор работы нейрофизиолог Стивен Браун (Steven Brown).

В статье, опубликованной в журнале Royal Society Open Science, команда отмечает, что это первая научная работа, посвящённая изучению мозговой деятельности актёров. Уже многое известно о “ролях”, которые играют люди в социуме (например, родители, супруги, работники и так далее). В этом случае речь так или иначе идёт о выражении собственного “я”. Но ещё мало что известно о том, как человек мыслит от вымышленного первого лица, заключают исследователи.

Автор: Юлия Воробьева

Ссылка на источник