Обычную речь с музыкой не спутать, они всё-таки достаточно разные, однако кое-что общее у них есть, и это общее – ритмическая организация.
Музыкальный ритм – вещь вполне очевидная, но ведь и речевые звуки вовсе не хаотичны, они распределяются по слогам и словам, и, когда мы слышим, как кто-то что-то говорит, мы ясно ощущаем границы между слогами, словами, частями предложения, что позволяет нам понять услышанное.
Кроме того, по некоторым данным, язык вообще очень глубоко связан с музыкой и даже во многом определяет структуру не только народных мелодий и ритмов, но даже авторских музыкальных произведений.
Но если между музыкой и речью так много общего, то можем ли мы с помощью музыки улучшить понимание речи? Психологи из Вашингтонского университета полагают, что можем – эксперименты показали, что музыкальные упражнения помогают настроить мозг на язык. Сам же эксперимент выглядел так: в течение тридцати дней родители с девятимесячными младенцами регулярно приходили в лабораторию, чтобы 12-15 минут поиграть с детьми под присмотром исследователей. В одной группе играли с обычными игрушками – с машинками, куклами, кубиками, а в другой занимались музыкальными играми, в которых нужно было следить за ритмом (причём музыка была в ритме вальса, следить за которым для маленьких детей было непросто).
Через неделю после того, как игры закончились, родители с детьми снова появились в лаборатории – на сей раз у младенцев с помощью магнитоэнцефалографии определяли активность разных участков мозга. Сидя в устройстве для сканирования, дети слушали музыкальные или речевые фрагменты, причём ритм и речи, и музыки время от времени нарушался.
В статье в PNAS авторы пишут, что у тех, кто играл в музыкальные игры, мозг сильнее отвечал на ритмические нарушения – это было видно по активности слуховой коры и по активности префронтальной коры, которая среди прочего управляет вниманием и способностью чувствовать структуру в том, что мы воспринимаем.
Если мозг чувствует перебои ритма, значит, он в принципе его услышал, усвоил – в противном случае он не чувствовал бы никаких изменений. Конечно, после музыкальных игр можно было ожидать, что дети лучше начнут воспринимать музыку, однако музыкой, как видим, дело не ограничилось, в качестве «побочного эффекта» мозг стал активней реагировать и на речевую структуру.
Одних только нейрофизиологических показаний тут, наверно, мало, и было бы неплохо подтвердить полученные результаты когнитивно-психологическими исследованиями – если музыка и впрямь помогает с языковыми способностями, то в будущем таким детям должны проще даваться речевые упражнения, или они должны, например, раньше заговорить, или что-нибудь в таком роде.
Наверно, всё действительно так – некоторое время назад мы уже писали о том, что занятия музыкой в школе помогают в языковых предметах и что игра на музыкальном инструменте идёт на пользу развивающемуся детскому мозгу. Так что, наверно, правы те педагоги, которые ратуют за сохранение школьных уроков музыки – они и впрямь могут принести пользу, если только, конечно, не относится к ним как к формальности.
Автор: Кирилл Стасевич