Похоронные ритуалы, бытовавшие 9000 лет назад в поселении Шкарат Мсайяд, озадачили даже видавших виды археологов. Судя по последним находкам, у древних покойников была очень беспокойная жизнь.
Шкарат Мсайяд ― поселение земледельцев эпохи неолита, обнаруженное в Иордании, в 16 километрах от знаменитой Петры. Раскопки здесь ведутся с 1999 года силами датско-иорданской археологической экспедиции (Shkarat Msaied ― University of Copenhagen). Ранее неподалеку от Шкарат Мсайяд были найдены другие неолитические поселения – Ба’джа, Баста и Бейда, — однако ничего подобного находкам в Шкарат Мсайяд учёным прежде не попадалось.
В представлении археологов, местные похоронные обычаи в эпоху докерамического неолита выглядели так: сначала обитатели Шкарат Мсайяд дожидались, когда тело усопшего разложится до костей, после чего подвергали скелеты весьма нестандартным манипуляциям. Останки разбирали на составные части, затем кости сортировали по типу, получившиеся «наборы» складывали в погребальные камеры (выложенные камнем углубления в полу) и, наконец, накрывали всю конструкцию каменной плитой и землей. Все кости хранились под полом жилых домов.
Очевидно, разные этапы ритуала происходили в разных местах, то есть останки усопшего в разобранном виде некоторое время путешествовали по всему поселению. «Я уверена, что перед захоронением в доме трупы были полностью или почти полностью доведены до состояния скелета», — сказала антрополог Мари Луиза Йорков (Marie Louise Jørkov) из Копенгагенского университета в интервью сайту Haaretz. Иначе, пояснила Йорков, запах разложения внутри дома был бы невыносимым. К тому же подобный способ захоронения позволяет разместить в одном саркофаге останки сразу нескольких человек.
По последним данным, найденные в Шкарат Мсайяд «разобранные» скелеты принадлежали 70 разным индивидуумам. «Мы пока не знаем, кем друг другу приходились люди, погребённые вместе. Если они не были родственниками, то непонятно, по какому принципу кости отбирались для совместного захоронения. По всей видимости, в момент погребения в Шкарат Мсайяд трупы находились на разных стадиях разложения – это может указывать на то, что не все умершие были жителями поселения. Возможно, трупы приносили сюда из других мест, чтобы после погребения усопшие могли стать частью общины», — поделился своими предположениями Мориц Кинсель (Moritz Kinzel), глава экспедиции с датской стороны от Отделения межкультурных и региональных исследований Копенгагенского университета.
Самая интересная особенность ритуала ― сортировка костей. Почти все скелеты были разобраны на «типовые части» – например, в одном «наборе» были только черепа, в другом – только длинные кости ног, и так далее. Такие «наборы» затем хоронили под полом жилых домов.
«Погребение мёртвых внутри дома или рядом с ним обычно указывает на то, что живые хотят держать своих мертвецов поблизости. Возможно, таким образом они позволяли усопшим оставаться частью повседневной жизни общины», — считает Йорков.
Но есть и другая версия: «Разделяя тела на составные части, живые хотели убедиться, что мёртвые уже не вернутся – ни в своём облике, ни в виде кого-то вроде зомби», — добавляет Кинсель.
И это ещё не все. Некоторые покойники Шкарат Мсайяд не знали покоя даже после погребения в каменных ямах. «Многие кости извлекали, переносили и опять хоронили, но уже не упорядоченно, а в каком-то неряшливом подобии братской могилы. Мы думаем, что процесс проходил в несколько этапов. Сначала кости сортировали, потом их перетаскивали из одного саркофага в другой, где они какое-то время лежали в полном беспорядке, а на последнем этапе кости и вовсе сбрасывали в погребальную мусорную яму, иначе не назовёшь. Тем не менее даже эти «могилы-свалки» располагались внутри жилых домов», — рассказывает Мориц Кинсель.
Если посмертная жизнь обитателей Шкарат Мсайяд пока остаётся загадкой, о жизни живых известно больше. 9000 лет назад общество эпохи неолита переживало переломный момент: охотники-собиратели, привыкшие кочевать с места на место, начали постепенно осваивать оседлую жизнь и основы земледелия. Ни сытной, ни лёгкой их жизнь не была. «Первичный анализ костей выявил наличие у взрослых артроза ― следствия занятий тяжёлым физическим трудом, а у детей – признаки постоянного недоедания», — говорит Йорков.
9000 лет назад жители этих мест пытались одомашнить овец и выращивать культурные растения, но полноценными земледельцами они ещё не были. При этом поведение жителей явно говорит о том, что коллективная память и осознание принадлежности к единому сообществу уже начали формироваться, считает Кинцель.
Древние обитатели Шкарат Мсайяд жили в круглых каменных домах ― пока археологи раскопали 26 из них. В одном из домов была обнаружена лестница, древнейшая из известных на сегодняшний день. » В том доме мы нашли две лестницы. Одна ведёт вниз, в жилую комнату, вторая – наверх, вероятно, на крышу», — рассказал Кинсель.
Учёные считают, что крыша играла особую роль в повседневной жизни этих древних людей. По всей видимости, они проводили бóльшую часть дня на крышах ― там и света больше, чем внутри дома, и дым из очага почти не беспокоил. Эту версию подтверждает тот факт, что на полу жилищ археологи почти ничего не нашли – ни игл, ни ножей, ни скребков, которые бы говорили о какой-то домашней деятельности. «Это напоминает образ жизни современных бедуинов. Они тоже проводят больше времени снаружи, чем внутри жилища. Вообще, привычка находиться днём в помещении появилась у людей относительно недавно», — поясняет Кинсель.
Помимо «бродячих костей», археологи наткнулись на другой загадочный объект. В каждом из 26 раскопанных домов имеется небольшой круглый колодец, заполненный белой порошкообразной массой. Для каких целей использовался этот порошок, учёные пока не смогли определить. А всё непонятное принято относить к религиозным или обрядовым практикам.
«Белый порошок, возможно, — жжёный известняк. Но его назначение мы пока не понимаем. Анализ содержимого не дал чёткой картины, нам сложно интерпретировать результаты», — признался Мориц Кинсель.
Кинсель называет находки в Шкарат Мсайяд уникальными. Ранее археологи обнаружили нечто подобное – по стилю и количеству захоронений – лишь на территории современной Турции, в неолитических поселениях Невалы-Чори и Чайеню (знаменитый «дом черепов»).
Изучение уникальных находок поможет лучше понять мышление и образ жизни человека эпохи неолита, пишут исследователи. Сейчас учёные уверены в одном: 9000 лет назад, на переходном этапе развития, выработка общих ритуалов помогла людям приспособиться к новой жизни в осёдлых сообществах.
«В исторической науке принято рассматривать обряды и ритуалы как мощный инструмент обеспечения порядка и контроля внутри групп – у людей формировалось общее понимание ценностей общины, что, в свою очередь, помогало избегать конфликтов», — говорит Мориц Кинсель. Основы сосуществования, заложенные в эпоху неолита, не потеряли своей актуальности и в наши дни.
Автор: Мария Мясникова