Десять лет назад в пещерах на юге Африки обнаружили многочисленные останки, которые явно принадлежали людям, но отличались от всех известных видов рода Homo.
Новых людей назвали Homo naledi, то есть человек наледи, или человек из Диналеди — «наледи» на одном из местных языков означает звезду, а система пещер, где нашли Homo naledi, называется пещерами Восходящей звезды. Может быть, самая примечательная особенность новых людей оказалась в том, что у них был довольно небольшой мозг — в три раза меньше, чем у современных Homo sapiens. При этом возраст костей Homo naledi определили в 335–236 тыс. лет. То есть они были приблизительно современниками человека разумного, чей вид появился около 200 тыс. лет назад, и неандертальцев, которые уже вовсю эволюционировали в Евразии.
На самом деле, в появлении ещё одного Homo нет ничего удивительного. Никакие эволюционные повороты не происходят по команде (за исключением тех случаев, когда к вам прилетает метеорит), и люди тут не исключение. От обезьяноподобных предков происходили какие-то люди, причём развивались они через переходные звенья, и на разных территориях развитие шло по-разному. Homo naledi в какой-то момент отпочковались от общего человеческого ствола и начали жить сами, пока где-то в других местах жили Homo sapiens, Homo neanderthalensis или флоресские «хоббиты».
Палеоантрополог Ли Бергер (Lee R. Berger) и его команда, открывшие Homo naledi, продолжали все эти годы исследовать пещеры Восходящей звезды, время от времени сообщая какие-то новые сведения о людях наледи. На днях они опубликовали на портале bioRxiv сразу три статьи о том, что Homo naledi хоронили своих умерших. Погребальные практики — один из самых важных признаков культурной эволюции наряду с орудиями труда, украшениями, оружием и т. д. Смысл и значение захоронений, погребений и могил не только в том, что в них часто обнаруживаются всё те же украшения, оружие и прочее, но и в том, что сами по себе они свидетельствуют, если можно так сказать, о скачке человечности.
Если где-то обнаружилось захоронение, значит живущие здесь в принципе размышляли о жизни и смерти, ощущали смерть члена сообщества как утрату и предпринимали какие-то сложные действия, чтобы оформить переход от жизни к смерти. (Можно вспомнить истории о некоторых животных, которые тоже вроде как чувствуют утраты, но, во-первых, хорошо бы понимать, что именно они чувствуют, а во-вторых, никаких сложных действий они по поводу смерти сородича не производят.) Понятно, что когда мы говорим о каких-нибудь скифах, нет сомнений, что у них были специальные погребальные обряды. Но если речь идёт о совсем древних временах, когда люди только-только формировались, то специально устроенные захоронения говорят о серьёзных сдвигах в уме.
Пять лет назад в пещерах Homo naledi нашли овальное углубление — точнее, когда-то оно было углублением, но потом заполнилось грязью, — и в этом углублении, в заполнившей его древней глине было 83 кости и костных фрагмента, которые принадлежали одному и тому же человеку. Кости были разъединены, но в целом они лежали так, как если бы человек лежал в скорченной позе (позе эмбриона) — как часто бывает в древних и не очень древних погребениях. Тут же было несколько костей от других Homo naledi, но их, вероятно, принесло в могилу потом. В ещё одном захоронении нашли фрагменты скелета трёх человек, один из которых был ребёнком примерно тринадцати лет — он тоже был в позе эмбриона. Наконец, на стенах пещеры были процарапанные линии, которые складывались в квадраты, кресты, треугольники и другие геометрические фигуры. Опять же, по мнению исследователей, фигуры тут оказались неспроста — процарапать стены пещеры непросто, и вряд ли Homo naledi занимались этим просто от скуки.
Оба захоронения были сделаны не позже 160 тыс. лет назад. Проблема в том, что древнейшему захоронению, которое нам было известно до сих пор, всего 78,3 лет, и принадлежит оно человеку разумному. На севере Ирака находили нечто, что можно счесть неандертальскими могилами — их возраст 70–60 тыс. лет. Возраст самых древних крестов и решёток, процарапанных на камне в южноафриканской пещере Бломбос, составляет 73 тыс. лет, хотя в той же пещере есть нарисованные геометрические узоры предположительно стотысячелетней давности. Захоронения и узоры из пещер Homo naledi могут сильно сдвинуть назад по времени подобную культурную активность. Более того, получается, что и большого мозга для этого не нужно — мозг Homo naledi, как было сказано, намного меньше мозга Homo sapiens.
Однако новые статьи про Homo naledi пока что находятся в предпубликационном состоянии (самостоятельная публикация на bioRxiv — это не научная публикация, для которой нужны отзывы сторонних рецензентов). И, судя по отзывам специалистов, которые нашли возможность высказаться о могилах Homo naledi, авторы статей чрезмерно спешат с выводами. Имеющихся данных недостаточно, чтобы однозначно доказать преднамеренное погребение. Останки могли ссыпаться в естественное углубление под действием естественных же геологических процессов. Кости могло смыть поземными водами, и те же воды могли нанести поверх них грязь. Если тут действительно кто-то кого-то хоронил, то стенки могилы, насыпанная земля и кости должны быть одного возраста, но возраст костей и осадочных пород вокруг них пока никто не сравнивал. Да и к самим костям хорошо бы присмотреться: если человека действительно уложили в могилу другие Homo naledi и он с тех пор так и лежал, кости и их расположение будут выглядеть определённым образом; если же кости двигали природные силы, то выглядеть они будут иначе.
Что до процарапанных линий, то неясно, оставили ли их именно Homo naledi или какие-то другие Homo, которые много позже блуждали по этим пещерам. Стены пещеры, как было сказано, довольно твёрдые, просто так их не повредишь. Нужен какой-нибудь специальный инструмент, чтобы оставить такие царапины. Но никаких подходящих орудий-инструментов пока не нашлось. И в целом, как говорят разные специалисты, сейчас нужно тщательнее изучать раскопанный материал, по возможности воздерживаясь от рассуждений об эмоциональной и умственной жизни людей наледи.
Автор: Кирилл Стасевич