Ученые из Университета Барселоны обнаружили, что женщины больше склонны принимать собственное тело, если смотрят на него не в зеркало, а «от третьего лица».
Авторы работы, опубликованной в издании Frontiers in Robotics and AI, надеются, что это поможет в борьбе с расстройствами пищевого поведения (РПП), такими как анорексия и булимия.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, РПП и различными формами дисфории чаще страдают женщины, а также подростки. В последние годы отмечается рост числа мужчин, страдающих от подобных расстройств. Это потенциально смертельные болезни: например, умирают около 5% больных анорексией и чуть меньше — от булимии, а, по подсчетам американских медиков, от одной только анорексии страдает около процента женского населения страны.
На сегодня лечение РПП, как правило, сочетает наблюдение и лечение у психиатра, психотерапевта и гастроэнтеролога, также больным нередко нужны консультация нефролога и стоматолога: страдают почки и зубная эмаль. Сегодняшние методы лечения самого расстройства признаны не слишком эффективными, и специалисты работают над новыми подходами.
Испанские ученые предложили дополнить существующие практики работой в виртуальной реальности. К этому исследователей подтолкнули проведенные ими исследования реакции людей на собственные виртуальные копии.
«Когда участницы экспериментов смогли посмотреть на свое тело с точки зрения другого человека, оно показалось им привлекательнее, чем тогда, когда они смотрели на себя обычным образом. Мы полагаем, что такая методика будет особенно эффективна для того, чтобы улучшать самооценку у пациенток, которые страдают от расстройств пищевого поведения», — говорит автор работы доктор Солен Нойрет.
Исследователи опросили 23 испытуемых (11 мужчин и 12 женщин) — из кампуса Барселонского университета — об отношении к собственному телу и наличии РПП. После этого группа протестировала воздействие виртуальной реальности. Программа могла использоваться как компьютерная игра в двух режимах — с взглядом от первого лица или от третьего.
При этом в случае игры от третьего лица люди видели либо свое тело, перенесенное в виртуальную реальность с абсолютной точностью, либо «идеальное» тело, воспроизведенное по их рассказам о собственной внешности. Авторы работы предложили им «вжиться» в каждого персонажа, а потом оценить их внешний вид.
Оказалось, девушки-участницы описывали свое точно воспроизведенное виртуальное тело, лучше, чем то, которое было создано на основе их предыдущих представлений. При этом все участники предпочитали выглядеть так, как выглядели их «реалистичные» двойники, а не как идеально выглядевшие игровые модели: уровень неудовлетворенности своим телом после такой смены ракурса упал. Это открывает перспективы использования метода в терапевтических практиках.
Ранее ученые из Италии и Испании изучили клетки «людей с лицом эльфа» и смогли подтвердить гипотезу самоприручения человека.
Автор: Полина Гершберг