Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Поражение миндалины не дало людям принести одного в жертву ради спасения многих

Здоровые люди в гипотетической задаче решают принести одного человека в жертву ради спасения большего числа людей, в то время как пациенты с болезнью Урбаха-Вите отказываются приносить в жертву невинного даже ради спасения многих других и себя.

Поражение миндалины не дало людям принести одного в жертву ради спасения многих

То есть пациенты по сравнению со здоровыми людьми, решая моральные вопросы относительно жизни другого человека, чаще последуют моральным правилам, чем оценят последствия и исходя из меньшего вреда примут решение. От здоровых людей эти пациенты отличаются тем, что у них наблюдается поражение базолатерального комплекса миндалины, поэтому исследователи считают, что именно эта структура связана с возможностью принимать подобные решения. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Этические дилеммы уже долго используются учеными для исследования процессов принятия моральных решений. Самая известная среди подобных задач — это проблема вагонетки. В ней человеку предлагается решить, стоит ли принести в жертву жизнь одного человека, чтобы спасти жизни пятерым или в других вариациях задачи еще большему числу людей. Каждый раз в условиях задачи есть некоторое действие, например, переключение стрелки, совершая которое участник либо принимает решение принести в жертву одного для спасения нескольких людей, либо решает не вмешиваться в ситуацию, что по условию приведет к гибели более, чем одного человека.

Ключевыми структурами, которые задействованы при принятии моральных решений (в том числе и решении проблемы вагонетки), считаются миндалевидное тело, прилежащее ядро и вентральная медиальная префронтальная кора. И уже известно, что люди с поражениями вентральной медиальной префронтальной коры намного чаще, чем здоровые испытуемые, прибегают к консеквенциалистким этическим суждениям — для данного примера, это те, в которых участник принимает решение спасти жизни большего числа людей, жертвуя одним человеком (или шире: оценивает последствия и принимает на основании этого решение). А вот существенное снижение подобных суждений у людей с поражениями головного мозга наблюдаются редко (тогда в суждениях люди строго следуют моральным правилам). Предположительно, поражение базолатерального комплекса миндалины может быть связано со снижением консеквенциалистких суждений.

Поражение базолатерального комплекса миндалины отмечается у людей с редкой генетической болезнью Урбаха-Вите — это та самая болезнь, при которой люди становятся бесстрашными, ведь в формировании страха ключевую роль играет миндалина. Пять пациентов с этим диагнозом (экспериментальная группа) стали участниками исследования, которое провели Як ван Хонк (Jack van Honk) из Утрехтского университета и его коллеги. Также в этом исследовании приняли участие одиннадцать здоровых людей (контрольная группа), сопоставимые с участниками экспериментальной группы по возрасту, уровню интеллекта, социально-экономическому статусу, этнической/демографической принадлежности и религии.

В ходе эксперимента испытуемые решали 50 дилемм, которые ранее были разработаны для другого исследования. Из них 18 задач не требовали совершать моральный выбор. В 21 задаче испытуемые представляли, что причиняют лично вред или физически приносят другого в жертву, например, в задаче с вагонеткой толкают человека под колеса, чтобы затормозить ее. И в оставшихся 11 — участники наносили вред косвенно, например, нажимая кнопку переключения стрелки рельсов.

Оказалось, что контрольная и экспериментальная группы схожим образом решали задачи, которые не требовали совершать моральный выбор (p = 0,451). В то время как, решая этические дилеммы, пациенты с болезнью Урбаха-Вите значительно реже, чем контрольная группа, принимали решение погубить одного, чтобы спасти большее число людей (p < 0,001). При этом пациенты с поражением базолатерального комплекса миндалины не желали жертвовать невинными людьми, чтобы спасти других, независимо от того косвенно или напрямую требовалось причинить вред, могло ли это спасти их собственную жизнь или исходя из соотношения убийств и спасений. Например, пациенты с болезнью Урбаха-Вите не хотели причинять вред одному, как в классической проблеме вагонетки, где одна жизнь стоит против пяти, так и в дилемме испытания вакцины, где одним человеком нужно пожертвовать, чтобы спасти миллионы. При том, что участники экспериментальной группы в беседе после подтвердили, что понимали действие и его результат в каждой дилемме, но решали не приносить в жертву невинного человека, потому что это было слишком огорчительно или слишком болезненно. Тогда как все здоровые испытуемые, кроме одного, приносили в жертву одну жизнь, спасая пять и миллионы.

Поражение миндалины не дало людям принести одного в жертву ради спасения многих

Другими словами, пациенты с болезнью Урбаха-Вите и свойственным ему повреждением базолатерального комплекса миндалины никак не могут переступить моральный запрет на убийство человека, что, решая дилемму, предпочитают остаться свидетелями гибели многих, но не принять участия в причинении вреда даже одному невинному. То есть, вероятно, именно базолатеральный комплекс миндалины принимает участие в формировании консеквенциалистких суждений, когда человек оценивает последствия и принимает на основании этого решение, а не просто следует моральным правилам.

Отметим, что в данном эксперименте участники решают гипотетическую диллему, воображают некоторый сценарий. А как показали эксперименты, в которых люди решали такую же диллему, но в реальных условиях с реальными мышами, которых предстояло ударить током, участники вели себя иначе, чем в гипотетическом сценарии. В реальных условиях люди в два раза чаще приносили в жертву одного в пользу пятерых, чем в гипотетических.

Автор: Екатерина Рощина

Ссылка на источник