Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Невозможная амнезия возможна

Зачастую мы забываем какие-то очевидные слова, вещи, но в то же время на зубок помним таблицу умножения. Но это происходит в здоровом мозге, а вот случай, описанный в журнале Cognitive Neuropsychology, действительно очень странный.

Невозможная амнезия возможна

Женщина, которую обозначают L.S.J., после тяжелой болезни забыла даже своего мужа, а вот нотная грамота в её памяти осталась. Странный этот случай потому, что заставляет исследователей пересмотреть традиционное разделение так называемых имплицитных и эксплицитных (скрытых и явных) воспоминаний.

Пациентка L.S.J. в 2007 году перенесла вирусный энцефалит, который «убил» обширную часть мозга, включая гиппокамп и области префронтальной коры. Так женщина абсолютно забыла о многолетнем замужестве и об успешной карьере художника-иллюстратора. Но вот способность заучивать музыкальные произведения и исполнять их на скрипке она не потеряла.

А озадачивает психологов вот что: при амнезии, как правило, страдает эксплицитная память (произвольная, приобретённая), а имплицитная (неосознанная) остаётся нетронутой. Проще говоря, человек забывает какие-то данные, вроде имени или даты рождения, но не теряет навыков, например, ходьбы или даже вождения автомобиля.

L.S.J. не узнает знакомые прежде мелодии, но разучивает новые произведения. Если технику игры на скрипке можно отнести к имплицитной памяти, то все остальное относится к эксплицитной.

Группа из Университета Джонса Хопкинса под руководством Барбары Ландау (Barbara Landau) изучает пациентку с 2007 года и опубликовала уже целую серию работ. А в последней публикации (2016 год) авторы предлагают пересмотреть устоявшиеся модели работы памяти.

Невозможная амнезия возможна
МРТ лобных долей пациентки L.S.J.

До болезни L.S.J. умела хорошо пилотировать, играть на скрипке, управлять автомобилем и рисовать. Учёные решили сравнить нынешнее состояние этих навыков с показателями новичков и мастеров с помощью тестов и опросников. Хотя знания пациентки пострадали, но тем не менее она показывала даже более высокие результаты, чем новички. А в рисовании она продемонстрировала себя настоящим экспертом: помнила принципы смешения красок и пользования акварелью, но не могла узнать известные на весь мир произведения живописи.

Авторы считают, что жёсткое разделение имплицитной и эксплицитной памяти слишком далеко от реальности. А такая «выборочная» амнезия указывает лишь на то, что возможно гораздо более сложное деление.

Текст: Алексей Паевский

Ссылка на источник