Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Искусство повествования: почему мы сопереживаем персонажам рассказов?

Новое исследование, опубликованное учеными из МакМастерского университета в Journal of Cognitive Neuroscience, объясняет основной принцип восприятия информации.

Искусство повествования: почему мы сопереживаем персонажам рассказов?

Мозг фокусируется в первую очередь на мыслях и чувствах рассказчика, а способ передачи информации становится вторичным.

Исследователи задались вопросом: что происходит в мозге, когда человек использует для повествования разные способы: слова, рисунки или жесты, и как сильно влияет на восприятие эмоциональная окраска текста.

«На протяжении тысяч лет люди использовали речь, чтобы делиться эмоциями и собственным опытом. Часто это напоминает чтение книги, мы настолько увлекаемся главным героем, что отождествляем себя с ним, переживая его эмоции», — рассказывает Стивен Браун (Steven Brown), ведущий автор исследования, руководитель лаборатории NeuroArts в МакМастере, профессор кафедры психологии, нейронаук и поведения.

Для исследования ученые сканировали мозг участников с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии во время того, когда предоставляли им короткие заголовки. Например, «Хирург находит ножницы внутри пациента» или «Рыбак спасает мальчика из замерзшего озера». Затем добровольцев попросили передать суть мини-рассказа, используя речь, жесты или рисунок. Иллюстрации создавались с помощью специального планшета.

Искусство повествования: почему мы сопереживаем персонажам рассказов?
Снимок показывает мозг участников эксперимента, которые использовали разные формы повествования. После постобработки выяснилось, что в каждом случае активировались одни и те же зоны: задняя поясная кора, теменно-височные области и задняя верхняя височная борозда.

Исследователи обнаружили, что независимо от того, в какой форме рассказывал участник, активирующиеся при этом участки мозга отражали психическое состояния человека, на которое влияли мотивации, убеждения, эмоции и действия персонажа истории.

«Аристотель еще 2300 лет назад говорил, что сюжет – это самый важный аспект повествования, а образы вторичны, — говорит Браун. Наши результаты показывают, что люди подходят к описанию с эмоционально-психологической стороны, ориентированной на чувства главного героя истории».

Далее исследователи надеются определить, что происходит, когда мы рассказываем истории от третьего лица или изображаем действия героя истории сами.

Текст: Анастасия Тихомирова

Ссылка на источник