В благополучных странах люди больше доверяют абсолютно незнакомым людям, однако в целом связь доверия с общим благополучием не столь однозначна, как может показаться.
Если спросить нас, доверяем ли мы случайному человеку на улице – если он, например, просит наш телефон, чтобы позвонить – ответы распределятся очень просто: кто-то скажет «да», кто-то скажет «нет». Но если спросить, от чего, по нашему мнению, зависит такое доверие, мнений наверняка будет много.
Кто-то уверен, что богатые доверяют другим меньше, потому что «богатство портит человека». Другие полагают, что недоверчивость свойственна бедным в силу, так сказать, общей неустроенности жизни – чтобы как-то выжить, нужно относиться ко всему с осторожностью. Для третьих дела обстоят ровно наоборот. Четвертые в связи с доверием вспомнят про политическую ситуацию. И так далее, и тому подобное.
В социальной психологии общее (или генерализованное) доверие обычно связывают с общим благополучием: считается, что чем благополучнее страна, тем больше в ней доверяют друг другу. Благополучие, в свою очередь, связывают с гражданскими правами, материальной свободой, возможностью самовыражаться (а не просто заниматься тем, чем скажут) и т. д. – словом, со всем тем, что называется эмансипацией. Однако тут не все так просто.
Анна Алмакаева, Кристиан Вельцель (Christian Welzel) и Эдуард Понарин из Научно-исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) и Университета Люнебурга оценили взаимосвязь уровня доверия с уровнем эмансипации на обширном статистическом материале, включающем 63 страны. Их жители участвовали в масштабном социо-психологическом исследовании под названием Всемирное исследование ценностей (World Values Survey), в рамках которого им прямо задавали вопрос: «Доверяете ли вы людям, с которыми встретились впервые?»
Эмансипацию же измеряли с помощью специального индекса, разработанного Кристианом Венцелем. Этот индекс включает три измерения: экзистенциальное, психологическое и институциональное. Показатель, характеризующий экзистенциальное измерение, − ВВП по паритету покупательной способности. Психологический уровень описывается через такие ценности, как равенство, свобода, автономия, самовыражение. Институциональная сфера эмансипации рассматривается с помощью индекса гражданских прав.
В целом результаты снова подтвердили, что уровень общего, или генерализованного, доверия соответствует расширению возможностей человека, однако связь между тем и другим нелинейная. В статье в Social Indicators Research исследователи пишут, что доверие не растет одновременно с эмансипацией. Оно начинает расти только тогда, когда люди в обществе эманисипируются до определенного уровня – как минимум, до среднего. Поэтому именно в развитых высокомодернизированных странах (таких, как Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада) население чаще всего склонно доверять незнакомым людям.
Эмансипация, как мы сказали, связана с ростом как чисто материального благополучия, так и с нормальными гражданскими правами, и с ростом образования. Однако если говорить об образовании, то тут проявляется интересный эффект, который имеет место в неблагополучных странах (таких, например, как Йемен). Здесь чем человек необразованней, тем более он склонен доверять другим, а высокообразованные люди, наоборот, меньше доверяют людям не из близкого круга. По словам авторов работы, этот феномен можно частично объяснить с помощью рассуждений японского ученого Тошио Ямагиши, который рассматривает доверие как феномен социального интеллекта. Если жизнь вообще плохая, небезопасная и пр., то образование помогает видеть все ее недостатки – грубо говоря, слова царя Соломона «во многой мудрости много печали» как нельзя более подходят к странам с низким уровнем жизни.
Автор: Кирилл Стасевич