Ученые из Германии посмотрели, как менялась громкость лид-вокала по отношению к громкости инструментов в популярных треках с 1946 по 2020 год, и сравнили громкость вокалистов разных жанров.
Оказалось, относительно высокая громкость вокала в песнях середины ХХ века снизилась к 1975 году и с тех пор не менялась. А громче всех оказались солисты песен кантри. Работа опубликована в JASA Express Letters.
Исследователи уже замечали, что за последние 40 лет музыка стала громче. Согласно одной версии, производители музыки в какой-то момент стали увеличивать громкость треков, чтобы их записи выделялись на фоне других и лучше продавались, или — чтобы песни можно было слушать в шумных местах. Это явление даже назвали «войной громкостей». Но есть мнение, что такая тенденция возникла еще раньше.
Для восприятия песен важна не только общая громкость, но и уровни разных дорожек в отдельности, особенно — громкость основного вокала. Хотя специфические акустические сигналы человеческого голоса позволяют нам разобрать текст песни, даже если вокал в ней тише, чем аккомпанемент. Из-за этого продюсеры и музыканты могут экспериментировать с уровнем вокала достаточно свободно.
Однако как с течением времени менялась громкость лид-вокала в музыкальных записях, по-видимому, широко не исследовалось. Карстен Гердес (Karsten Gerdes) и Кай Зиденбург (Kai Siedenburg) из Ольденбургского университета имени Карла фон Осецкого оценили отношение громкости основного вокала к громкости аккомпанемента (LAR) в музыкальных записях с 1946 по 2020 год. Для большей части коммерческой музыки недоступны записи с несколькими дорожками, поэтому авторы с помощью программы iZotope RX 8 отделили вокал от баса, перкуссии и всех остальных звуков.
В первом эксперименте они оценили LAR треков, которые они разделяли на дорожки самостоятельно (предполагаемый LAR), и LAR треков, для которых были доступны дорожки по отдельности (истинный LAR). Поскольку программа не отделяла бэк-вокал от основного, предполагаемый LAR для треков с бэк-вокалом был выше истинного. Тогда исследователи сделали поправку в формуле, чтобы скорректировать это смещение.
Во втором эксперименте исследователи измерили LAR треков, выпущенных с 1946 по 2020 год — по четыре песни на каждый год. Треки они брали из еженедельного хит-парада самых популярных в США песен Billboard Hot 100. Ученые обнаружили, что в середине прошлого века средний LAR составлял около 5 децибел. До середины 1970—х годов он снижался и затем остановился между 1 и 2 децибелами.
Возможно, считают авторы, дело в том, что в 1930 годах началось электрическое усиление гитары и баса, а несколько дорожек тогда еще не записывали — поэтому вокалист был вынужден стоять ближе к микрофону и, соответственно, был громче. С развитием многодорожечной записи — технологию разработали в 1950-х — стало проще контролировать громкость вокала и инструментов, и появилась возможность делать ведущий вокал тише, не делая слова при этом менее разборчивыми. Другое объяснение — в начале 1970-х стиль популярной музыки поменялся.
В третьем эксперименте авторы проверили, как громкость вокала различается в треках разных музыкальных жанров. Они изучили песни жанров кантри, рэп, поп, рок и метал, выпущенные с 1990 по 2020 год, выбрав по три песни за каждый год. Треки относили к тому или иному жанру на основе номинаций на премию Грэмми. В песнях кантри средний LAR составлял 3,9 децибел, в рэпе — 3,2 децибела. Для поп-музыки средний LAR был равен 2,7 децибел, для рока — около 0, а для метала был отрицательным и составлял -3,1 децибела. Уровень гитар в метал-записях был едва ли не выше уровня основного вокала. Кроме того, обнаружилось, что в треках сольных исполнителей разных жанров LAR на 1,5–3,5 децибела выше, чем в треках групп.
А музыканты слушают музыку громче, чем те, кто никогда не играл на музыкальных инструментах, — о небольшом исследовании, в котором это обнаружилось, мы писали ранее.
Автор: Катерина Петрова