Красный цвет считается символом любви и страсти и в то же время ассоциируется с агрессией и опасностью. Что стоит за нашим восприятием красного – физиология или культурные традиции?
У всякого цвета есть своя культурная символика: например, белый – цвет чистоты и невинности, чёрный – печали, траура, горя и т. д. Понятно, что связь того или иного цвета с какими-то чувствами, символами, абстрактными понятиями может быть весьма сложной, противоречивой, зависящей от конкретного культурного контекста, и некоторые значения цвета обычный человек прочитывает легче, некоторые – труднее. Например, в красном цвете далеко не каждый видит знак жертвенности, однако многие скажут, что красный – агрессивный цвет, и ещё больше вспомнят о его любовно-сексуальном значении.
Действительно, красный как цвет любви, страсти и секса эксплуатируется в современной западной культуре (в том числе и массовой) на полную катушку. Это и невинные сердечки на открытках ко дню св. Валентина, и красные обтягивающие платья на роковых женщинах в фильмах и глянцевых журналах, и красная помада, и, в конце концов, «Кварталы красных фонарей». Вообще, считается, что о его сексуальном подтексте люди догадывались с незапамятных времён – тысячелетия назад женщины уже подкрашивали губы красным. Но почему вдруг красному цвету выпала столь пикантная символика? Объяснений тут может быть много, от чисто культурологических до биологических. Например, можно вспомнить, что по сей день самки некоторых обезьян обнаруживают свою готовность к размножению довольно незатейливым образом – у них краснеют гениталии. Легко представить, что у непосредственного предка человека был такой же сигнал к спариванию, но со временем человек научился прятать свои гениталии под одеждой, и в качестве демонстрации готовности к продолжению рода женщины начали использовать символический макияж.
Однако вполне возможно, что дело вовсе не в гениталиях, а в лице. Эстроген, уровень которого повышается в период размножения, расширяет сосуды и стимулирует кровоток, так что у самок некоторых обезьян готовность к спариванию отражается в буквальном смысле на морде. Эту версию попробовали проверить Адам Пазда (Adam Pazda) и его коллеги из Рочестерского университета, США. Двадцати пяти мужчинам показывали фото одной и той же девушки, одетой в белое или красное. Лицо девушки было неразличимо из-за ретуши. Участникам эксперимента предлагалось оценить, насколько девушка расположена к романтическим отношениям. Как и ожидалось, красный цвет побуждал мужчин завышать свои ожидания. Готовность к сексу девушки в красном оценивалась выше, чем той же самой девушки, но в белом. Причём фасон наряда не играл никакой роли: обтягивающее или свободное, рубашка или футболка — в любом случае красный цвет оказывался более возбуждающим.
То есть всё-таки связь с физиологией наших ближайших родичей тут есть, так что мужчинам, возбуждающимся при виде красного платья, необходимо отдавать себе отчёт, что в этот момент в них просыпается далёкий предок-примат, который реагировал на покрасневшие морды готовых к размножению самок. Впрочем, мы не зря упоминали про культурный контекст – для подобных эволюционных выводов нужно поставить такой опыт, в котором многовековые культурные наслоения были бы нивелированы. Например, эксперимент можно провести с людьми другой, неевропейской культуры и желательно вообще по минимуму затронутых цивилизацией. (Впрочем, в подобных исследованиях участвовали и китайцы, и среди них красный тоже обладал явной секс-символикой.)
С другой стороны, приматы были предками не только мужчин, но всего нашего вида в целом. И тогда возникает вопрос, как реагируют на красный цвет женщины? Обладает ли он в их восприятии сексуальными обертонами тоже? Если следовать дальше эволюционной гипотезе, то женщины должны с меньшим волнением смотреть на красный цвет. Но оказалось, что и для прекрасного пола красный цвет связан с чувственными переживаниями. Несколько лет назад психологи выяснили, что не только мужчин тянет к женщинам в красном, но и наоборот – женщин тянет на мужчин с красным цветом в одежде. Ну а если женщину в красном увидит другая женщина? В новой статье, которую Адам Пазда с коллегами опубликовали в Personality and Social Psychology Bulletin, как раз такая ситуация и описывается.
Почти две сотни женщин попросили взглянуть на одну и ту же девушку, которая в одном случае была в красном, а в другом – в белом платье. Привлекательность её нужно было оценить по 100-балльной шкале. Оказалось, что женщины тоже воспринимают красный как более сексуальный, хотя и не сильно: красное платье оценили на 41 с небольшим пунктов, белое – на 49 с небольшим.
Затем условия эксперимента немного изменили. На этот раз в нём участвовали более трёхсот женщин, которых попросили не только оценить сексуальную привлекательность девушки в белом и красном, но и представить ситуацию, когда им пришлось бы конкурировать с ней за мужчину. Оказалось, что красное платье побуждает других женщин думать о другой как о сопернице, которая может увести их молодого человека. Однако к полностью отрицательным эмоциям участницы эксперимента не скатывались и не начинали воспринимать девушку в красном как нехорошего человека.
В третьем варианте опыта женщинам опять предлагали сравнить две фотографии молодой девушки – правда, на третий раз альтернативой красному был выбран зелёный (в отличие от белого, который считается цветом чистоты и невинности, зелёный такой символической нагрузки не несёт). Участницы эксперимента были набраны из студенток университета, состоявших в обычных гетеросексуальных отношениях. Их попросили оценить, насколько, по их мнению, девушка в красном – или в зелёном – сексуально активна, готовы ли они представить ей своих молодых людей и насколько спокойно они чувствовали бы себя, если бы знали, что их молодые люди остались наедине с этой барышней.
Девушку в красном опять посчитали более сексуальной, чем девушку в зелёном (напомним, что девушка была одна и та же, лицо же её было заретушировано). Кроме того, её признавали более опасной, она вызывала чувство ревности, и своих молодых людей участницы эксперимента предпочли бы держать от «красного платья» подальше.
Сами авторы работы подчёркивают, что, во-первых, они делали выводы со слов самих женщин, и не факт, что они на самом деле стали сторониться «девушки в красном» – всё-таки то, что мы думаем, не всегда точно отражается в том, как мы себя ведём. Кроме того, выводы в статье сделаны на основе общего анализа, то есть женское недоверие к другой в красном платье – среднестатистическая величина. И опять же не обязательно, чтобы «женский красный» всегда и при любых условиях подвергался бойкоту. В конце концов, сама по себе сексуальность красного цвета может зависеть от множества факторов: от фасона платья, от того, располагает ли ситуация к романтическим мыслям и т. д.
Кроме того, не будем забывать и о других ассоциациях, связанных с красным цветом – они ведь могут накладываться на сексуальную «ноту» и приводить к новым поведенческим эффектам. Тут можно вспомнить любопытную работу, выполненную в середине 2000-х годов антропологами из Дарэмского университета, Великобритания. Они выяснили, что в спортивных состязаниях, таких, как бокс, греко-римская борьба, рестлинг и т.д., чаще побеждают спортсмены, одетые в красное. А в 2008 году были опубликованы результаты похожего исследования, авторы которого указывали на склонность судей присуждать больше очков спортсменам в красной форме. Объяснить и то, и другое можно тем, что красный ассоциируется ещё и с агрессивным поведением. В животном мире доминантные и наиболее агрессивные самцы действительно часто отличаются более красной окраской и одновременно более высоким уровнем тестостерона. Другой самец, видя «особо красного» соперника, предпочтёт сдаться; храбрость и мощь красного самца не подвергается сомнению, даже если он не вступает в схватку. Возможно, что какие-то элементы таких поведенческих реакций остались и у человека.
Ну и напоследок можно сказать о двухлетней давности работе психологов из Базельского университета в Швейцарии, которые выяснили, что человек, как и животные, не доверяет пище красного цвета. Этому опять же можно найти биологическое обоснование: красный — частый элемент раскраски ядовитых животных; хищник, глядя на подобную расцветку, понимает, что такая добыча может быть как минимум невкусной. У человека красный сплошь да рядом сигнализирует об опасности: за примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на светофор и запрещающие дорожные знаки. Но тут нельзя не вспомнить множество овощей, фруктов, приправ, вин и мясных изделий всех оттенков красного, что, по-видимому, нисколько не сказывается на их гастрономической привлекательности. Сами авторы говорят о том, что тут могут вмешиваться культурные влияния. В конце концов, запретный смысл красного цвета может изначально происходить из социальных правил. С другой стороны, существуют разные оттенки красного: вот, например, едят же хищники мясо, нисколько не пугаясь его расцветки. В общем, с запретной символикой красного цвета ситуация, по-видимому, даже более запутанная, чем с его же сексуальной символикой, так что с общими выводами тут придётся подождать.
Автор: Кирилл Стасевич