Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Абстракционизм заставил людей проявить абстрактное мышление

Ученые из Колумбийского университета провели эксперимент, по итогу которого установили, что абстрактное и репрезентативное искусство по-разному влияют на познание.

Абстракционизм заставил людей проявить абстрактное мышление

Искусство было неотъемлемой частью человеческого существования с давних времен — и ученые стремятся понять, какой эффект оно оказывается на нас: будь то терапевтический, эстетически приятный или вызывающий различные воспоминания. В новом исследовании специалисты решили объединиться с теоретиками искусства, чтобы определить, как различаются абстрактное и репрезентативное искусство в своем влиянии на когнитивные процессы.

Абстрактное искусство — также известное как беспредметное или нефигуративное — зародилось в начале XX века, когда художники буквально «устали» от привычных им форм и решили писать абстрактные. Среди самых известных представителей абстракционизма — Казимир Малевич, Марк Ротко, Василий Кандинский, Александр Родченко, Артур Доув, Пит Мондриан и многие другие.

Как сообщается в статье, опубликованной в журнале PNAS, авторы работы обнаружили, что абстрактное искусство связано с тем, насколько далеко событие представляется нам в пространстве и времени. Например, объясняет один из авторов работы Дафна Шохами из Колумбийского университета (США), подумайте о пикнике: можете ли вы вообразить, что он будет происходить завтра (психологически близко) или через год (психологически отдаленно)? Теория гласит, что у каждого из нас будут разные представления об этих двух событиях. Например, «завтрашнему» пикнику присущи конкретные особенности (что поесть и куда пойти), а отдаленный будет отличаться абстрактными элементами более высокого уровня (вы начнете думать, как насладитесь этим событием с друзьями).

В то время как другие исследования показали, что субъективный опыт (субъективное переживание, испытываемое только одним человеком, элемент субъективной реальности) в абстрактном искусстве отличается от опыта в фигуративном (описывающем объекты, сохраняющие сходство с реальными — от которых произведены), авторы новой работы уверены, что разные степени художественной абстракции вызывают заметно различное мышление. «Это означает, что искусство влияет на наше общее когнитивное состояние, которое выходит за рамки того, насколько мы наслаждаемся им, — говорит Шохами, — чтобы изменить то, как мы воспринимаем события и принимаем решения».

В рамках эксперимента команда ученых показывала его участникам предметы абстрактного и фигуративного искусства и просила принять решения, которые позволят определить, насколько «близко» или «далеко» они воспринимают ту или иную картину: например, повесят ли ее в гипотетической галерее поблизости или отправят в другой регион. В трех экспериментах (два проводили онлайн, один — в лаборатории) добровольцам продемонстрировали 21 картину, каждая из которых была написана одним и тем же художником: в ряде его работ были как принадлежащие к фигуративному искусству, к абстракционизму или к промежуточному стилю.

Онлайн-эксперименты, в каждом из которых участвовали 840 человек, исследовали «психологическую дистанцию» ​​во времени и пространстве. Лабораторный эксперимент (51 человек) контролировал личные предпочтения и опыт, способные повлиять на ответы респондентов. Во всех случаях ученые обнаружили, что абстрактное искусство надежно выявляет бо́льшую мыслительную дистанцию: по словам авторов, это указывает на «более абстрактное мышление», чем то, которое пробуждает фигуративное искусство.

Так, в ответах обнаружились закономерности: те, кто смотрели на предметы абстрактного искусства, хотели показать их на выставках «через год» и «в другом штате». А те, кто смотрел на «более репрезентативное» искусство, с большей вероятностью были готовы продемонстрировать эти картины на «сегодняшней» выставке в помещении, расположенном поблизости.

«Мы измерили уровень конструктивности, вызванный абстрактным и фигуративным искусством, и попросили участников отнести абстрактные/репрезентативные картины одного и того же художника к ситуации, которая была временно или пространственно близка или далека. Так мы обнаружили, что абстрактные картины были отнесены к отдаленной ситуации значительно чаще, чем репрезентативные. Это указывает на то, что абстрактное искусство напоминает о большей психологической дистанции. <…> Полученные выводы показывают, что абстрактное и репрезентативное искусство оказывают различное влияние на познание», — рассказали авторы исследования.

Автор: Мария Азарова

Ссылка на источник