Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Религия и отказы от вакцины связаны друг с другом, и об этом нужно говорить

Поскольку в текущем году в США и Европе количество случаев заболевания корью резко возросло, о причинах этого роста говорят очень много.

Религия и отказы от вакцины связаны друг с другом, и об этом нужно говорить

Чаще всего обсуждают недоверие к официальной медицине, популистскую политику, порождающую сомнения по отношению к вакцинам, и распространение в социальных сетях дезинформации на данную тему.

Разумеется, тема ещё не исчерпана, и недавно британская некоммерческая организация Wellcome Trust, занимающаяся медицинскими исследованиями, опубликовала результаты солидного глобального опроса, позволяющие лучше понять происходящее. Исследователи опросили 140 000 жителей более чем 140 стран в возрасте 15 лет и старше, выясняя их взгляды на религию, науку и здоровье, включая отношение к вакцинам.

Оказалось, что среди стран, где в наименьшей степени верят в безопасность вакцин, пребывают те, в которых высокий уровень доходов. Прежде всего — это страны Северной Америки и Европы. Между тем, наивысшее доверие к вакцинам выявлено в Бангладеш, Руанде и других странах, до сих пор не сумевших справиться с ростом количества предотвратимых заболеваний. Таким образом, чем дальше люди от эпидемий и чем хуже помнят про коклюш, корь и схожие с ними болезни, тем больше вероятность массовых уклонений от вакцинации.

«Именно в богатых странах, где эти предотвратимые заболевания больше не оказывают того ужасного воздействия, на какое они способны, люди в наибольшей степени уклоняются, — подчёркивает Сет Беркли (Seth Berkley), генеральный директор GAVI (Глобального альянса по вакцинам и иммунизации). — Такая уклончивость — непозволительная роскошь».

Кроме того, благодаря опросу удалось выявить то, что является общим для некоторых сообществ, где в последнее время наблюдаются вспышки заболеваемости, и о чём говорить нелегко. Это — религиозная вера.

Северная Америка оказалась единственным регионом с высоким уровнем доходов, где верующие очень часто заявляют, что при возникновении конфликта между их системой верований и наукой они становятся на сторону первой. Такая ситуация наиболее характерна для США, где в религиозных общинах штатов, которые разрешают не проходить вакцинацию по религиозным соображениям, выросла заболеваемость корью.

По мнению исследователя вакцин Пола Оффита (Paul Offit), не принимавшего участия в опросе, негативное отношение верующих к вакцинации является «большой проблемой». «У нас аж в 15 штатах весомым основанием для освобождения от вакцинации служит идеология, а в 45 штатах — религия. Всё потому, что в этой стране стоит кому-то заявить: «Такова моя вера» — и мы неизменно реагируем уважительно».

Настало время, когда семьям снова нужно бояться кори — почти искоренённой болезни, — ибо так много людей отказалось от прививок, что вирус набрал силу, и статус Америки как страны, искоренившей корь, оказался под угрозой. «Если мы не будем анализировать все причины отказа от вакцины, кризис общественного здравоохранения не отступит», — сказал директор Wellcome Trust Джереми Фаррар (Jeremy Farrar).

«Очень важно научиться работать с религиозными группами, которые скептически относятся к науке или открыто оспаривают её ценность, — добавил он. — Ведь без сотрудничества с ними вспышки [болезней, предотвращаемых с помощью вакцин] будут продолжаться».

За некоторыми исключениями, недоверие к вакцинам не имеет религиозной основы

После того, как в 1796 году Эдвард Дженнер (Edward Jenner) впервые разработал и применил иммунизацию, он встретил негативную реакцию со стороны представителей духовенства, утверждавших, что вакцинация противодействует «божьей воле». По сей день во многих частях мира всё ещё существуют религиозные опасения по отношению к вакцинам.

Ни одна из основных религий не запрещает вакцинацию. Однако есть такие религиозные группы, члены которых в определённых обстоятельствах придумывают религиозные оправдания для отказа от прививок или используют свой авторитет, чтобы настроить людей против иммунизации. Кроме того, распространители антивакцинной дезинформации сделали некоторые религиозные группы объектом целенаправленного воздействия.

В 2013 году опубликована научная статья, автором которой является учёный из фармацевтической компании Merck & Co. Исследуя, каким образом вспышки инфекционных болезней связаны с религией и вакцинами, он обнаружил более 60 сообщений о вспышках такого рода в религиозных общинах. Кроме того, автор статьи отметил, что, если оставить за скобками «Научную Церковь Христа» (Church of Christ, Scientist), в основных религиях мира «мало канонических оснований для негативного отношения к иммунизации». Проблема в другом: «отказ от иммунизации по религиозным соображениям на деле отражал неверие в безопасность вакцин или личные убеждения верующих, входящих в социальную сеть, созданную какой-либо религиозной общиной».

В сущности, именно так обстояло дело в религиозных общинах США, когда там произошли вспышки заболеваемости. В Нью-Йорке, эпицентре крупнейшей вспышки кори в новейшей истории США, больше всего пострадала община ортодоксальных иудеев. К тому же здесь стремились завоевать позиции активисты антивакцинного движения, используя раввинский авторитет для распространения дезинформации об аутизме и вакцинах. (Для справки: большинство раввинов поддерживает вакцинацию).

Другая крупная вспышка кори в 2014 году произошла в общине амишей в штате Огайо: её вызвал миссионер, который привёз вирус из поездки на Филиппины и распространил его среди непривитых единоверцев, многие из которых отказались от вакцинации по соображениям безопасности.

В обоих случаях у недоверия к вакцинам было мало общего с религией, но сплочённость религиозных общин сделала их уязвимыми для вируса, побуждая людей отказываться от вакцин и тем самым создавая почву для распространения инфекционных болезней.

В Вашингтоне, где в этом году возникла ещё одна крупная вспышка кори, некоторые пациенты-христиане отказались от вакцины против кори, паротита и краснухи, опасаясь, что её произвели из клеток, полученных в результате факультативного аборта в 60-х годах ХХ века. По той же причине избегают вакцины против ветряной оспы католики Кентукки. (Согласно резолюции Национального католического центра биоэтики (National Catholic Bioethics Center), использование этих вакцин является оправданным, ибо «риск для общественного здоровья при чьём-то отказе от прививки перевешивает законное беспокойство, вызываемое происхождением вакцины»).

Тем временем, лоббистские усилия «Научной Церкви Христа», открыто выступающей против вакцинации, помогли легитимировать освобождение от вакцинации по религиозным соображениям, и в настоящее время оно имеет силу закона в большинстве штатов США.

Религиозные опасения по отношению к вакцинам — глобальная проблема

Проблема распространения в религиозных общинах недоверия к вакцинам проявляется в нескольких странах. Только три страны — Пакистан, Афганистан и Нигерия — не справились с вирусом полиомиелита, который благодаря вакцинам был на грани уничтожения. В этих странах лидеры мусульманских фундаменталистов иногда убеждают людей в том, что искоренение полиомиелита представляет собой «хитрый американский ход с целью провести стерилизацию мусульманского населения» или, как утверждается в одном исследовании, что «вакцинация — это попытка противиться воле Аллаха».

Религия и отказы от вакцины связаны друг с другом, и об этом нужно говорить
В 2012 году в Пакистане в ходе трёхдневной акции от полимиелита должны были быть привиты более пяти миллионов человек. Но акция была приостановлена из-за убийства шести человек, проводивших вакцинацию. На фото: члены ассоциации работников учреждений, проводящих вакцинацию, читают Коран для душ убитых коллег.

В Индонезии исламские лидеры издали «вакцинную фетву», осуждающую вакцину против кори и краснухи за то, что, по их словам, она не является «халяльной» и содержит следовые количества свиных продуктов. (Ислам запрещает употребление свинины, а, согласно Science, в вакцинах используются свиные продукты, в частности желатин, получаемый из свиной кожи). В результате процент вакцинации резко упал, и это падение, отразившись на соседнем Таиланде, привело к возникновению там очага кори.

Для большей ясности отметим, что миллионы мусульман по всему миру безропотно проходят вакцинацию. Однако вспышки предотвратимых инфекционных болезней в странах, где мусульмане являются большинством, далеко не редкость, и ныне местные правительства экспериментируют — так же, как власти Австралии и некоторых стран Европы, — со штрафами для родителей, которые отказываются вакцинировать своих детей.

Северная Америка — единственный регион с высоким уровнем доходов, где верующие очень часто предпочитают науке религиозные учения

Последний опрос Wellcome Trust содержит информацию о доверии людей к науке, медицине и вакцинам. 79 процентов опрошенных — и это весьма примечательно — оказались «в общем» или «полностью согласными» с тем, что вакцины безопасны. Это, безусловно, большинство, но есть и опасное количество людей, которые не доверяют вакцинам.

Выявлены регионы, в которых чаще, чем в других местах, встречаются «зоны более высокого сомнения» по отношению к безопасности вакцин. Например, среди наименее уверенных в безопасности вакцин регионов имеются те, где высокий уровень доходов: «Только около 72 процентов людей в Северной Америке и 73 процента в Северной Европе «согласны», что вакцины безопасны, а в Западной и Восточной Европе таких людей всего лишь 59 и 50 процентов соответственно».

Данный отчёт помогает также понять, какого рода конфликты могут возникнуть между наукой и религиозными убеждениями. Вот что удалось установить:

  • 55 процентов верующих заявили, что при возникновении разногласий между наукой и их религиозным учением они примут сторону религии.
  • Эта доля ещё выше — 64 процента, — если верующий считает религию важным компонентом своей повседневной жизни.
  • Наибольший процент людей, утверждающих, что наука не в ладах с их религиозным учением, проживает в США и Южной Европе (59 процентов).
  • Северная Америка — единственный регион с высоким уровнем доходов, где верующие «значительно чаще» заявляют, что при возникновении разногласий между наукой и их религиозным учением предпочитают верить последнему. «Это особенно характерно для США, где верующие в случае разногласий между их религиозным учением и наукой почти вдвое чаще встают на сторону религии (60 против 32 процентов)».

Саад Омер (Saad Omer), директор Йельского института глобального здравоохранения (Yale Institute for Global Health), не принимавший участия в опросе, отметил, что в тесно сплочённых нерелигиозных группах также наблюдались серьёзные вспышки заболеваемости, однако «есть весомые данные о том, что это характерно преимущественно для религиозных общин».

«Общественное здравоохранение не может позволить себе игнорировать необходимость работы с религиозными лидерами, — добавил он. — Даже если проблемой является не религия как таковая, религия — это объединяющая и организующая сила сообществ, а значит, у общественного здравоохранения есть возможность принять участие в жизни [этих] сообществ и взаимодействовать с ними».

Автор: Джулия Беллаз (Julia Belluz), Перевод: Александр Горлов

Ссылка на источник