Международный научный коллектив пришел к выводу, что обычные развлечения, например, игра в карты, не менее эффективны для реабилитации пациентов после инсульта, чем, например, специальные игра на видеоприставке.
В рандомизированных контролируемых одинарных слепых клинических испытаниях, выполненных для рабочей группы Stroke Outcomes Research Canada, принял участие 121 пациент 14 стационарных реабилитационных центров в Канаде, Перу, Аргентине и Таиланде. Для участия отбирались добровольцы в возрасте от 18 до 85 лет с первым в жизни ишемическим инсультом и двигательными нарушениями рук, соответствующими трем и более баллам по шкале клиники Чедок-Макмастер.
Все участники вдобавок к стандартной реабилитации в течение двух недель выполнили по 10 часовых структурированных упражнений для верхних конечностей. Для половины добровольцев эти упражнения проходили с использованием игровой приставки Nintendo Wii, у другой половины это были более традиционные развлечения: карты, лото, дженга или игра в мяч. Первичной конечной точкой испытаний служила оценка функций рук по времени выполнения моторного теста Вульфа (WMFT).
К концу исследования улучшение наблюдалось в обеих группах, причем его степень в них оказалась сопоставимой. При прочих равных факторах в группе с видеоиграми среднее время выполнения WMFT уменьшилось на 32 процента (с 43,7 до 29,7 секунды), а в группе традиционных развлечений — на 28,7 процента (с 38 до 27,1 секунды). Статистический анализ с многими переменными, учитывавший возраст, пол, тяжесть перенесенного инсульта, исходные показатели шкалы Чедок-Макмастер и WMFT, не выявил значимого различия между группами.
На основании этого исследователи сделали вывод, что тип реабилитации не имеет большого значения, если она соответствует задаче и достаточно интенсивна. Простые, недорогие и распространенные развлечения не уступают по эффективности входящим в моду инновационным технологиям и могут применяться вне специализированных центров, пишут ученые в журнале The Lancet Neurology.
Автор: Олег Лищук