Обмани меня, если сможешь: улыбка как предиктор лжи

В мае на Международной конференции по автономным агентам и мультиагентным системам (мультиагентная система – это система, образованная несколькими взаимодействующими интеллектуальными агентами: например, людьми, командами людей, программами или роботами – прим. ред.) старший автор исследования, профессор информатики в инженерной школе USC Viterbi Джонатан Грач (Jonathan Gratch), представил работу, согласно которой люди, улыбающиеся во время победы, повышали шансы своего противника на выигрыш в будущей игре. А вот улыбка во время поражения, наоборот, способствовала будущей победе.

улыбка как предиктор лжи

Основной интерес предыдущего исследования Джонатана Грач заключался в том, как люди обманывают окружающих, при этом бессознательно выдают сами себя выражениями своих эмоций. Полученные данные исследователи собираются использовать для создания искусственного интеллекта, который сможет отличать и даже выражать подобные эмоции, как и человек.

«Мы считаем, что эмоция – враг разума. Но правда в том, что эмоции – это наш способ придавать значение вещам. Без этого мы столкнулись бы с безграничным выбором», – говорит Грач.

Грач и его соавторы надеются наполнить виртуальных людей и даже роботов возможностью ценностной оценки, используя при этом эмоциональное распознавание и реакции, чтобы сформировать то, что можно назвать принятием решений на уровне интуиции.

Улыбаемся и машем

В исследовании, презентованном на AAMAS, приняли участие 370 человек, которые задействовались в одной из версий британского телевизионного игрового шоу «Golden Balls». Им предстояло решить, «поделить» или «украсть» денежный приз. Если оба участника решали «поделиться» — они делят выигрыш. Если один игрок принимает решение поделиться с «вором» — последний получает всё. А если оба предпочли воровать (или увести выигрыш) – не выигрывает никто.

Каждому участнику выплатили 30 долларов США, также они получили дополнительные билеты на лотерею в размере 100 долларов, полученную по их общему количеству успешных «краж» и «раздела».

Участники играли в игры друг против друга с помощью видео Skype. Их реакции записывались и кодировались с помощью программного обеспечения для отслеживания эмоций, которое фиксировало движения мышц лица, включая движения щёк (дерзость, самоуверенность), подъём губ и подбородка, ямочки на лице, сжатие и разделение губ.

Что касается мотивации игроков, то учёные предполагают, что успешные и улыбающиеся победители навлекают на себя проигрыш в будущем, вызывая неприязнь и желание взять реванш, а улыбка во время проигрыша рассматривается в качестве жеста к сотрудничеству и чувству взаимного успеха.

Роботы-переговорщики

В аналогичном исследовании Джонатан Грач в соавторстве с ведущим научным сотрудником USC ICT (Институт креативных технологий Университета Лос-Анджелеса в Калифорнии, США) Гейлом Лукасом (Gale Lucas) и его коллегами в 2016 году показали, что участники зачастую неправильно истолковывают честность во время ведения переговоров друг с другом. Например, участник видит успокаивающие (убеждающие) знаки коллеги наподобие движения головой, позитивной речи, честной улыбки, но на самом деле часто под этими действиями скрываются нечестные деятельность и поведение.

За последние несколько лет Джонатан Грач тесно сотрудничал со Школой бизнеса USC Marshall (Бизнес-школа Университета Южной Калифорнии, Лос-Анджелес, США), чтобы подключить «виртуальных» людей, которые способны понимать эти нюансы в переговорах. ИКТ также работает с такими агентствами, как армия Соединённых Штатов, чтобы с помощью ботов прорабатывать сценарии переговоров.

Текст: Инна Егорова

Ссылка на источник