Сидя у себя дома, мы легко можем вспомнить обстановку у себя на работе – или, кто не хочет вспоминать работу, может представить, например, море, где отдыхал, или музей, или кинотеатр со всеми его билетными терминалами, переходами, рядами кресел и т. д.
Речь не просто о памяти, когда мы, придя в какое-то место, точно знаем, что мы тут уже бывали, речь о том, чтобы с помощью памяти восстановить его в воображении. И это, оказывается, не есть сугубо человеческая способность. В статье в Science сотрудники Медицинского института Говарда Хьюза пишут, что крысы тоже могут представлять в уме воображаемые пространства (и ещё раз уточним: «воображаемые» не значит никогда не виданные, а те, в которых крыса уже когда-то была и успела запомнить).
Здесь мгновенно возникает вопрос, как это выяснили – крыс ведь не спросишь напрямую, о чём они думают. Для них создавали нечто вроде виртуальной реальности: их сажали в камеру, в которой на стенки проецировалось постоянно меняющееся изображение. Под лапками у крыс был большой вращающийся шар, который считывал, куда идёт крыса (то есть он действовал подобно шарику в старых компьютерных мышах). Поскольку шар вращался, крыса оставалась на месте, но ей казалось, что она куда-то идёт, потому что в соответствии с сигналами от шара менялись картинки на стенах камеры. По большому счёту, это было не что-то вроде виртуальной реальности, а сама виртуальная реальность – то же самое происходит с геймерами, которые бродят по игровым ландшафтам в VR-шлемах.
Только у крыс вместо VR-шлема на голове было устройство, считывающее импульсы нейронов гиппокампа. Как мы знаем, гиппокамп – один из главных центров памяти и, кроме того, он играет огромную роль в ориентации на местности, потому что, будучи центром памяти, он хранит навигационные карты тех мест, где мы были. Крысы не просто ходили по виртуальной реальности, им нужно было добраться до какого-то объекта, и тогда они получали угощение. Когда они выучивали, что от них хотят, у них под ногами отключали шар управления. То есть он продолжал крутиться, но на виртуальную реальность он не влиял. К виртуальной реальности теперь подключали крысиный гиппокамп: обстановка менялась в соответствии с импульсами, которые в нём возникали. Стоит подчеркнуть, что у крыс считывали не сигналы к мышцам, а именно карту местности, которая у них сформировалась перед этим и которую теперь они использовали, чтобы снова получить сладкое. Теперь виртуальная реальность была изображением только крысиных мыслей: крыса воображала, что куда-то идёт, огибает какие-то предметы, видит цель – и соответствующим образом менялась картинка вокруг неё. Любопытно, что часть крыс полностью полагалась на силу ума, почти не пытаясь перебирать лапами по крутящемуся шару. Возможно, каким-то образом они понимали, что мышечные усилия тут уже не нужны.
В другом эксперименте от крыс уже не требовалось бегать – вместо этого они должны были силой мысли переставлять с места на место виртуальные предметы. Крыса сидела на месте, запоминая расположение предметов и то, как они перемещаются друг относительно друга. Потом крыса должна была сама представить правильное расположение, когда она получала угощение. Если предметы лежали и стояли как-то не так, в крысином гиппокампе начиналась соответствующая активность по приведению ландшафта в порядок: крыса силой мысли перемещала какой-нибудь виртуальный кубик на вершину виртуального столба.
Вряд ли сейчас стоит гадать о том, о чём на самом деле думали крысы, манипулируя виртуальными картами. Точно так же не стоит проводить полную аналогию между происходящим в крысином мозгу и в человеческом. Тем не менее, способность представлять и удерживать в уме что-то, что не находится в непосредственной близости, что не дано в немедленных ощущениях – по-видимому, эта способность в той или иной мере присуща всем млекопитающим. Правда, воображение крыс тут всё-таки определённым образом подталкивали: когда нужно было менять в уме виртуальную реальность, какая-то картинка из этой конкретной реальности у крыс перед глазами всё-таки была. То есть в начале они отталкивались всё-таки от того, что непосредственно видели. Интересно, конечно, узнать, может ли крыса, сидя в норе, грезить о далёкой кладовке с крупой, о которой ничто вокруг не напоминает – но такой эксперимент представить пока трудновато.
Автор: Кирилл Стасевич