Скептики и атеисты сейчас могут начать негодовать, но с наукой не поспоришь. Учёные из Школы медицины Университета штата Юта выяснили, почему многие люди склонны уходить в религию, что называется, «с головой» и на всю жизнь, а также соблюдать религиозные правила и верить в чудеса.
Оказывается, те духовные переживания, которые они при этом испытывают, активируют систему вознаграждения в мозге так же, как любовь, секс, азартные игры, наркотики и музыка. Так что и религия, и опиум воздействуют на одну и ту же систему головного мозга, хотя фразу, связывающую первое и второе, произнес не нейроучёный и даже не Карл Маркс. О результатах столь любопытного исследования сообщается в журнале Social Neuroscience.
Чтобы собрать все «критерии», которые необходимы для создания духовного благостного настроя, в одну группу, учёные выбрали мормонов – членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Эта Церковь достаточно большая, появилась в США на севере штата Нью-Йорк в 1830 году и в настоящий момент включает более 15 миллионов последователей по всему миру. К слову, в Америке она четвёртая по численности.
Таким образом, исследователи нашли условия, которые необходимы для «полного погружения» в духовность. В них вошли чувство умиротворения и близости с Богом в себе и в других. В частности, для мормонов это оказалось наиболее важным — они принимают решения, основываясь на этих чувствах, относятся к ним, как к подтверждению вероучительских принципов и рассматривают их в качестве основного средства общения с божественным.
«В последние несколько лет технологии визуализации мозга созрели настолько, что позволили нам подойти к вопросам, существующим уже в течение тысячелетий. Сейчас мы только начинаем понимать, насколько сильно мозг участвует в опыте, который верующие трактуют как духовное, божественное, трансцендентное явление»,
— говорит старший автор и нейрорадиолог Джефф Андерсон (Jeff Anderson).
Во время МРТ сканирования 19 молодых взрослых членов церкви, в том числе семь женщин и 12 мужчин, в течение часа выполняли задачи, которые должны были вызывать духовные переживания. Исследование включало шесть минут отдыха, шесть минут аудиовизуального контроля (видео с подробным описанием статистики их церковного членства), восемь минут прослушивания цитат мормонов и разных религиозных лидеров по всему миру, восемь минут чтения знакомых отрывков из книги мормонов, 12 минут аудиовизуальных стимулов (церковные видеофильмы о семье, Библейские сюжеты и другие с эмоциональным религиозным содержанием), и, наконец, ещё восемь минут цитат.
Во время части исследования, касающейся цитат, участников, каждый из которых был ярым приверженцем религии, после каждой новой цитаты спрашивали «Вы чувствуете дух?». Участники оценивали свои ощущения по шкале от «не чувствую» до «очень сильное чувство».
Учёные собрали подробную оценку чувств участников, которые практически всегда сообщали, что испытывали различные ощущения, характерные для богослужений. Они описывали умиротворение и физическое ощущение тепла. Многие во время сканирования плакали. В одном эксперименте участники даже нажимали специальные кнопки, когда испытывали пик духовного экстаза во время просмотра церковных фильмов.
На основе фМРТ-сканирования учёные обнаружили, что мощные духовные чувства связаны с активацией прилежащего ядра – критической области мозга для обработки информации, связанной с удовольствием и вознаграждением. Пик активности начинался за 1-3 секунды до того, как участники нажимали на кнопку, и повторялся в каждой из задач. Как только люди достигали этого пика, у них учащались дыхание и пульс.
Кроме этого исследователи обнаружили, что духовные чувства связаны также с активацией медиальной префронтальной коры, которая отвечает за задачи, включающие оценку, суждения и моральные рассуждения. Духовные ощущения также затрагивали области мозга, связанные с вниманием.
«Религиозный опыт обладает, пожалуй, наиболее сильным влиянием на принятие решений, которые затрагивают всех нас, причём, как хороших, так и не очень. Понимание того, что происходит в мозге, может внести в этот процесс рациональное зерно», – говорит Андерсон, отмечая то, что ещё неизвестно, как в таких случаях реагируют последователи других религий.
Так что поле для деятельности обширное.
Текст: Анна Хоружая