Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Память как монтаж

В исследованиях, посвященных памяти, участникам экспериментов обычно предлагают запомнить серию цифр, слов, картинок и т. д.

Память как монтаж

При этом человек лежит в аппарате для функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), или же сидит с электроэнцефалографическим устройством на голове – в общем, экспериментаторы так или иначе следят за активностью мозга.

Однако в реальной жизни мы запоминаем не только и не столько отдельные цифры, слова и картинки. Мы усваиваем информацию в виде сложных массивов данных, где наши мысли мешаются с сигналами от органов чувств; образы и факты соединены между собой ассоциациями и эмоциями. И хотя запоминание отдельных цифр, слов и т. д., безусловно, имеет место, все же можно предположить, что работа памяти выглядит несколько сложнее, чем такое раскладывание по полочкам.

Исследователи из Кембриджа попытались понаблюдать память, так сказать, в ее естественных условиях: участники эксперимента должны были, лежа в аппарате для фМРТ, смотреть кино – это был либо «Форрест Гамп», либо хичкоковский «Руки вверх!»; наконец, некоторые добровольцы должны были посмотреть и то, и то, и притом, смотря фильм (или часть фильма), они должны были нажимать специальную кнопку, когда события на экране сменяли друг друга. Речь шла не о том, чтобы угадать драматургию – просто если зрителю казалось, что что-то одно закончилось, а что-то другое началось, он отмечал это кнопкой.

Авторов работы интересовала в первую очередь активность гиппокампа, одного из главнейших центров памяти в мозге. Сравнивая, что происходит в гиппокампе при просмотре кино, исследователи заметили, что он особенно активно работает на кажущихся границах между событиями. То есть мозг как бы делал разметку фильма, что можно отчасти сравнить с работой монтажера. Правда, стоит еще раз отметить, что такая разметка не соответствовала фактическим склейкам между разными сценами. Например, в начале фильма «Форрест Гамп», когда герой какой-то время сидит на скамейке, подбирает птичье перо, прячет его в книгу и т. д., и т. п., а потом вдруг обращается к подсевшей на скамейку девушке: «Привет. Я – Форрест. Форрест Гамп», то гиппокамп отмечает именно эту реплику – хотя все происходит в одной сцене, мозг делит ее на две части, до того, как герой открыл рот, и после. Подробно результаты исследований будут вскоре опубликованы в Journal of Neuroscience.

Возможно, таким образом наши центры памяти разбивают большие куски информации на более мелкие, чтобы их было удобнее запоминать и удобнее комбинировать друг с другом. Впрочем, чтобы точно сказать, действительно ли это помогает нам лучше запоминать, и проявляется ли такая разметка не только на фильмах, но и на информации другого рода, станет ясно после дополнительных экспериментов.

По материалам ScienceNews.

Автор: Кирилл Стасевич

Ссылка на источник