Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Отсутствие микросаккад связали с быстрой реакцией на прикосновение

Психологи выяснили, что за 200 миллисекунд до ожидаемого тактильного стимула микросаккады (быстрые движения глаз) тормозятся. Более того, отсутствие микросаккад помогает быстро среагировать на прикосновение и правильно оценить его параметры.

Отсутствие микросаккад связали с быстрой реакцией на прикосновение

Результаты работы, опубликованной в Nature Communications, предполагают наличие тесной связи между движениями глаз и тактильной чувствительностью.

Когда мы ждем зрительного стимула (простой пример: появления точки на экране), наши глаза перестают совершать саккады, или быстрые движения. Эволюционно это нужно, чтобы подготовиться к событию и не проглядеть его. То же самое происходит и со слуховыми стимулами — в ожидании звука глаза тоже замирают. Тут, вероятно, дело в том, что зрительная и слуховая информация часто относится к одному объекту: заслышав шаги в коридоре, мы ждем появления человека перед нашими глазами.

Такой ассоциации нет между зрительной и тактильной системой — показано, что по умолчанию люди не считают, что прикосновения и зрительные сигналы относятся к одному объекту. В связи с этим интересно, будут ли саккады останавливаться при ожидании тактильного раздражения, как это происходит со звуками. Найти ответ на этот вопрос решили психологи из Израиля и США под руководством Стефани Бадде (Stephanie Badde) из Нью-Йоркского университета.

30 добровольцам фиксировали голову (так удобнее отслеживать движения глаз), а к руке прикрепляли пьезостимулятор — прибор, который в заданные моменты касался пальцев. Перед целевым стимулом участникам эксперимента давали подсказку — легкое прикосновение, — и через определенный промежуток времени (от одной до трех секунд) прибор начинал вибрировать. В половине проб это время оставалось постоянным, и добровольцы могли ожидать стимул в определенный момент, а в остальных тестах задержка была случайной. Задачей добровольцев было с помощью клавиатуры указать тип вибраций: медленный или быстрый. На всем протяжении эксперимента прибор отслеживал микросаккады — движения глаз амплитудой меньше, чем на один градус.

Отсутствие микросаккад связали с быстрой реакцией на прикосновение
Дизайн эксперимента: a – положение участника, b – порядок предъявления стимула, c – два типа задач, с постоянным и меняющимся временем от подсказки до стимула

Перед ожидаемым вибростимулом микросаккады действительно прекращались — за 200 миллисекунд до прикосновения — при чем сильнее, если время от подсказки до стимула было четко определено. Если же промежуток до вибрации варьировал, частота саккад тоже снижалась, но медленнее: чем больше времени проходило от подсказки, тем меньше было движений глаз. Иными словами, когда стимул можно было ожидать в определенный момент, непосредственно перед ним глаза замирали, а если время раздражения было менее предсказуемым, движения взора тормозились постепенно.

Оказалось, что снижение частоты микросаккад помогало добровольцам быстрее реагировать на стимулы правильно определять тип вибраций: чем больше времени прошло между последним движением глаз и стимулом, тем быстрее (p < 0,001) и точнее (p < 0,05) участники отвечали, а возникновение микросаккад во время вибрации было связано с ухудшением этих показателей (p < 0,002 и p < 0,05). Общее же число движений глаз за всю попытку на успешность ответа не влияло. Значит, у торможения микросаккад есть функциональная роль, а между микродвижениями глаз и тактильным восприятием существует кросс-модальная связь. Вероятно, подавление зрительной активности помогает перевести внимание на тактильные ощущения.

Отсутствие микросаккад связали с быстрой реакцией на прикосновение
Частота микросаккад относительно стимула. Светлые графики – в случае меняющегося интервала между подсказкой и стимулом, темные – постоянного. Разными цветами также отмечены попытки, в которых участники отвечали быстро или медленно (a), правильно или неправильно (b)

Неожиданную связь нашли также и между движениями глаз и барабанных перепонок: оказывается, при фокусировке на каком-либо объекте барабанные перепонки колеблются синхронно с саккадой.

Автор: Алиса Бахарева

Ссылка на источник