Транскраниальная стимуляция бывает магнитная (ТМС) и электрическая: при магнитной мозг стимулируют магнитными импульсами, при электрической – слабым электрическим током.
И в том, и в другом случае всё происходит без какого-либо хирургического вмешательства, прямо сквозь кожу и кости черепа. Магнитное поле или электрические разряды направляют на определённые участки коры и подкорковых структур, так что нейронная активность тут становится сильнее или, наоборот, ослабевает. Сама идея воздействовать на мозг магнитным полем возникла ещё в конце XIX века, однако всерьёз нейробиологи заинтересовались этим в 80-е годы прошлого века.
Оказалось, что транскраниальную стимуляцию можно использовать для лечения и диагностики самых разных психоневрологических расстройств, от болевых синдромов и двигательных нарушений до эпилепсии, шизофрении и болезни Альцгеймера. Сейчас то и дело появляются сообщения о новых эффектах, связанных с такого рода воздействием на мозг. Например, в 2012 году группа исследователей из Университета Нового Южного Уэльса опубликовала статью, в которой говорилось о том, что электростимуляция избавляет от устойчивой депрессии, от которой не помогают обычные лекарства. Есть данные, что магнитная стимуляция помогает справиться с табачной зависимостью. А в прошлом году мы писали о работе нейробиологов из Северо-Западного университета, которые с помощью небольшого курса ТМС сумели улучшить людям память на целых 20-25%.
Электрический ток и магнитное поле влияют даже на самые высшие когнитивные функции, связанные с эстетическим восприятием, творчеством и т. д. Так, в позапрошлогодней статье в Cognitive Neuroscience описаны случаи стимуляции ассоциативного мышления, когда электрические импульсы направляли в левую часть префронтальной коры. И даже восприятие чужой внешности может измениться от небольшого удара током в мозг – про это можно прочесть в работе сотрудников Калифорнийского технологического института, опубликованной в Translational Psychiatry.
Ассоциативное мышление и представления о чужой внешности – ещё не всё: Кэйсе Идзума (Keise Izuma) из Университета Йорка вместе с коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сумели с помощью магнитного поля подействовать не на что-нибудь, а на веру в бога и на националистические предубеждения. (Подчеркнём, что тут речь идёт не об электрических разрядах, как в случае с ассоциациями, а о магнитных импульсах, то есть о ТМС.) Мишенью выбрали заднюю часть средней фронтальной коры, которая, как считается, отвечает за понимание проблем стоящих перед нами, и помогает сформировать ответную реакцию на них. Часть добровольцев подвергали ложной процедуре, то есть никакого воздействия магнитным полем они не испытывали, с другими же всё проходило по-настоящему. И тех, и других спрашивали об их отношении к смерти, об их религиозных убеждениях, а также об их отношении к иммигрантам. (Разумеется, к участию в эксперименте приглашали тех, у кого религиозные убеждения и так были.)
В статье в Social Cognitive and Affective Neuroscience авторы пишут, что после стимуляции вера в ангелов, в демонов, в ад и рай, в бога и в дьявола слабела примерно на треть – на 32,8%; в то же время терпимость к иммигрантам возрастала на 28,5%. Тест на отношение к приезжим был довольно хитроумным: участникам эксперимента предлагали прочесть пару текстов, в которых некие иммигранты рассказывали о своём отношении к стране, которая их приняла – один автор отзывался о ней хорошо, другой же, наоборот, ругал. Естественно, что в данном случае исследователей интересовало отношение участников эксперимента к недовольным иммигрантам, и как раз к ним отношение после магнитной обработки улучшалось.
Механизм здесь может быть следующий. Известно, что магнитные импульсы действуют на нейроны торможения, которые гасят активность других нервных клеток, – иными словами, стимуляция здесь относится к «тормозной системе» мозга и приводит к подавлению работы той или иной зоны мозга. Мишенью, напомним, была зона коры, отвечающая за осознание задачи и поиск решения, – эта зона начинает работать, когда, к примеру, нам нужно обойти непроходимый участок дороги. Очевидно, она включается и в случае более абстрактных размышлений, скажем, когда мы продумываем проблему смерти. Выход здесь, очевидно, в бессмертии, одна из форм которого – загробная жизнь со всеми сверхъестественными атрибутами. Подавляя активность данного участка мозга, мы тем самым снимаем проблему. Похожее рассуждение, очевидно, работает и в случае критически настроенных приезжих: отрицательное отношение к нам доставляет беспокойство, и выход тут – ответить оппоненту тем же, поставить его ниже себя.
Здесь, разумеется, возникает целый ряд вопросов: например, можно ли сводить религиозные чувства только лишь к страху смерти, можно ли ограничивать их только образами ада, рая и т. д., и как быть с некоторыми видами веры в бессмертие, которые опираются на рассуждения о «неуничтожимости информации во Вселенной». Однако стоит заметить, что авторы работы не ставили целью опровергнуть существование сверхъестественных сил или же доказать, что все иммигранты – хорошие. Речь тут идёт лишь о том, что даже вполне эзотерические установки и этические взгляды имеют под собой нейрофизиологическую основу – а значит, на них могут действовать самые разные факторы, не имеющие отношения ни к богу, ни к мигрантам.
Автор: Кирилл Стасевич