Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Люди из разных уголков мира чувствуют музыку одинаково

Музыка – не только важная составляющая любой культуры, но и оказывает прямое воздействие на наш эмоциональный фон и физическое тело.

Люди из разных уголков мира чувствуют музыку одинаково

Исследователи из Университета Турку в Финляндии и Сычуаньского университета в Китае изучили то, как эмоциональные и структурные аспекты музыки влияют на телесные ощущения и согласуются ли эти ощущения в разных культурах. Работа опубликована в журнале PNAS.

Музыка и тело неразрывно связаны. Спонтанные движения тела, такие как кивки головы и постукивание ногой, представляют собой повсеместные реакции на музыку, которая начинает проявляться уже в младенчестве. Даже при отсутствии явных движений простое воздействие музыки активирует сенсомоторные области мозга, что предполагает спонтанное планирование движений, симуляцию действий или прогнозирование.

Музыка вызывает изменения в активации вегетативной нервной системы, которая проявляется в изменении частоты сердечных сокращений, проводимости кожи, дыхании и температуры тела. Эти изменения сопровождаются эндокринологическими реакциями, включая изменения уровней кортизола, окситоцина и пролактина. Наконец слушатели часто сообщают о субъективных ощущениях, таких как мурашки по коже, озноб по позвоночнику и комки в горле, а также изменения мышечного напряжения, дыхания и частоты сердечных сокращений во время прослушивания эмоционально захватывающей музыки. Телесные движения и физиологические реакции, вызванные музыкой, зависят от структурных особенностей и эмоционального содержания музыки, но мало что известно о том, как эти факторы влияют на субъективные телесные ощущения, вызываемые музыкой, и распространяются ли эти ассоциации на разные культуры.

Команда ученых из Финляндии и Китая провела совместное кросс-культурное исследование с участием жителей западных (европейской и североамериканской, n = 903) и восточноазиатских (китайской, n = 1035) стран. Музыкальные стимулы были взяты из популярной музыки, среди которых оказалось 72 отрывка из 36 западных и 36 восточноазиатских (китайских) песен в шести категориях: веселые, грустные, страшные, нежные, агрессивные и танцевальные/заводные.

Исследование сосредоточивалось на субъективных самоотчетах участников — в каждом испытании им предъявлялся музыкальный клип и пустой силуэт человеческого тела. Участников просили послушать музыку и раскрасить участки тела, активность которых, как они чувствовали, менялась во время прослушивания произведения.

Люди из разных уголков мира чувствуют музыку одинаково
Топографии телесных ощущений, вызываемых каждой категорией песни у слушателей из Западной и Восточной Азии. Показаны регионы, активация которых увеличивается при прослушивании песен в каждой категории. Коэффициенты корреляции указывают на корреляцию между картами телесных ощущений западных и восточноазиатских участников по каждой эмоции.

На рисунке показаны карты телесных ощущений по эмоциям для тестируемых участников из западноевропейской и восточноазиатской культур, усредненные по западным и азиатским песням. Результаты исследования показали, что нежные и грустные песни ощущались в первую очередь в области груди и головы, тогда как пугающие песни вызывали ощущения в области кишечника (особенно у западных участников). Веселые и танцевальные песни вызывали обширные ощущения во всем теле, особенно в конечностях. Агрессивная музыка ощущалась по всему телу и особенно в голове. Средние рейтинги по категориям для каждого параметра участников из Запада и Азии высоко коррелировали между собой, то есть были похожи (r = 0,91, P <0,001).

Ученые пришли к выводу, что музыка вызывает устойчивые телесные ощущения и эмоции в изучаемых культурах Запада и Азии. Эти субъективные ощущения одинаково связывались с акустическими и структурными особенностями музыки в обеих культурах. Эти результаты демонстрируют аналогичное воплощение эмоций, вызванных музыкой, в географически удаленных культурах и предполагают, что эмоции выходят за пределы культурных границ из-за общих в разных культурах эмоциональных коннотаций конкретных музыкальных сигналов.

Связи между музыкальными особенностями, оценками эмоций и телесными ощущениями также показали высокое соответствие между слушателями Запада и Восточной Азии, демонстрируя, что музыкальные особенности одинаково предсказывают вызванные музыкой эмоции и телесные ощущения в обеих культурах.

Несмотря на большое совпадение карт в тестируемых культурах также наблюдались некоторые различия по категориям. Анализ показал, что участники из Восточной Азии сообщали о более устойчивой активации, главным образом, в руках, ногах и голове во всех категориях песен. У западных участников наблюдалась более последовательная активация в груди для нежных и грустных песен и в области живота – для пугающих песен.

Главный вывод исследователей заключался в том, что топография телесных ощущений, вызванных музыкой, варьируется в зависимости от эмоциональных и структурных особенностей музыки, но при этом практически одинакова для участников из разных культур. Учитывая культурную согласованность этих эффектов, результаты предполагают одинаковое воплощение музыкальных эмоций в разных культурах и указывают на биологический компонент телесных ощущений, вызываемых музыкой.

В этом исследовании основной интерес ученых представлял субъективный опыт, однако будущие исследования могли бы связать телесные ощущения, о которых сообщают сами пациенты, с прямыми измерениями активности вегетативной нервной системы с использованием, например, психофизиологических показателей или ПЭТ-визуализации всего тела.

Текст: Виктория Киричок

Ссылка на источник