Совместные переживания помогают нам стать ближе друг к другу и заодно повысить собственный болевой порог.
Фильмы, которые заканчиваются печально, а то и трагически, неизменно пользуются популярностью у зрителей – достаточно вспомнить легендарный «Титаник» Джеймса Кэмерона, в котором один из влюблённых героев погиб в ледяных водах океана: по кассовым сборам «Титаник» стал одним из самых успешных фильмов всех времён.
Почему же люди смотрят и пересматривают такие ленты, несмотря на то, что «позитива» в них немного? Одна из причин, как полагают исследователи из Оксфорда, состоит в том, что при просмотре подобного кино у нас срабатывают нейрофизиологические механизмы, которые помогают ощутить общность с другими людьми и заодно подавляют болевые ощущения.
Ранее Робин Данбар (Robin Dunbar) и его коллеги показали, что совместные занятия повышают в мозге уровень эндорфинов. Как известно, эндорфины дают чувство эйфории (хотя в целом ощущения счастья, радости, удовольствия, эйфории т. д. зависят не только от них), кроме того, они стимулируют нейронные цепи, отвечающие за социальные связи, а также помогают уменьшить болевые ощущения.
Когда обезьяны вычёсывают и чистят шерсть друг другу, это стимулирует у них выработку эндорфинов, и то же самое происходит у нас, когда мы занимаемся танцами или пением; с другой стороны, когда у нас начинают из-за сильной нагрузки болеть перенапряжённые мышцы, мозг пытается обезболить их с помощью тех же внутренних морфиновых анальгетиков.
В начале 2016 года группа Данбара опубликовала статью, в которой говорилось о том, что чем шире у человека круг общения, чем больше у него знакомых и друзей, тем выше у него болевой порог – очевидно, благодаря тем же эндорфинам, который становится тем больше, чем активнее мы социализируемся.
В дальнейшем стало понятно, что дело тут не столько в наличии друзей, и не столько в активной совместной деятельности, сколько в совместных переживаниях, даже если эти переживания не слишком «позитивны».
Исследователи показывали участникам эксперимента фильм «Стюарт: Прошлая жизнь» – историю человека, который из доброго и заботливого мальчика вырос в наркомана и инвалида, в конце концов бросившегося под поезд. В качестве альтернативы этой душераздирающей истории выступали два документальных фильма: один – про лондонский Музей естествознания, другой – про древнейшую историю Ирландии.
Все ленты смотрели компаниями, и зрителей просили до и после просмотра пройти психологический тест на то, как они относятся к другим людям, с которыми они только что посмотрели один из фильмов (или с которыми им сейчас только предстоит его посмотреть). Кроме того, был ещё и тест на болевую чувствительность: нужно было, опершись спиной о стену, присесть на ногах так, чтобы в коленях был прямой угол, как если бы человек сидел на невидимом стуле. Долго в такой позе продержаться невозможно из-за того, что начинают болеть мышцы, однако, если уровень эндорфинов в мозге повышен, на «невидимом стуле» можно просидеть немного дольше.
В статье в Royal Society Open Science авторы пишут, что после фильма «Стюарт: Прошлая жизнь» участники эксперимента терпели боль на 18% дольше по сравнению с теми, кто смотрел про музей и про Ирландию. Похожие результаты были и в психологическом тесте: после драматического кино люди – по собственным ощущениям – становились ближе друг другу. Отчасти это позволяет объяснить, почему многие, выйдя из кинозала, начинают обсуждать только что увиденный фильм (или спектакль) с абсолютно незнакомыми людьми.
Возможно, здесь действительно всё дело в эндорфинах, хотя нельзя исключать, что свой вклад вносят и другие «нейровещества», например, нейромедиатор окситоцин, который тоже укрепляет социальные связи.
С другой стороны, эффект общности и единения наблюдался не у всех: треть тех, кто смотрел драму про наркомана и инвалида, после просмотра относились к своим коллегам по эксперименту так же, как и до, а чувствительность к боли у них не только не понизилась, но даже повысилась. Возможно, им просто не понравился фильм.
Автор: Кирилл Стасевич