Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Древесные лягушки обманули хищников хоровым пением

Древесные лягушки курносые смилиски (Smilisca sila) почти идеально синхронизируют свои брачные песни со звуками сородичей. Таким образом они создают слуховую иллюзию и маскируют свои сигналы от хищников и паразитов — те реагируют на лидирующий звук и игнорируют вторящий ему.

Древесные лягушки обманули хищников хоровым пением

Самки же смилисок научились распознавать иллюзию: они одинаково интересуются обоими голосами в дуэте. Статья опубликована в журнале The American Naturalist.

У различных животных существуют брачные сигналы, с помощью которых самцы привлекают самок. Однако эти сигналы могут заметить не только сородичи, но и хищники и паразиты: подслушивая брачные сообщения, те находят своих жертв. Последние, в свою очередь, идут на разные ухищрения, чтобы спрятать свои сигналы: например, общаются с помощью ультрафиолета, который не видят хищники.

Когда два звуковых сигнала близко синхронизированы, обычно животные (в том числе человек) распознают только первый, лидирующий звук. Даже если источники сигналов расположены в разных местах, особи кажется, что оба звука исходят из одной точки. Из-за этого эффекта самки предпочитают самцов, чьи брачные звуки опережают другие, а самцы следят за тем, чтобы их песня не перекрывалась с конкурентами. Однако ту же самую слуховую иллюзию животные могут использовать, чтобы маскировать свои сигналы от хищников.

Брачные сигналы курносых смилисок (Smilisca sila), лягушек из семейства квакш, почти идеально синхронизируются с песнями сородичей. Те же сигналы привлекают летучих мышей бахромчатогубых листоносов (Trachops cirrhosus), которые питаются лягушками. Кроме того, сигналы также привлекают комаров Corethrella — в предыдущей работе ученые выяснили, что листоносы и комары больше нападают на тех лягушек, которые поют асинхронно.

Биологи из Панамы и США под руководством Генри Леггетта (Henry Legett) из Университета Пёрдью предположили, что смилиски поют хором, чтобы замаскировать свои брачные сигналы от хищников и паразитов. Чтобы проверить гипотезу, ученые имитировали двух синхронно поющих самцов: включали записи песен лягушек через два динамика с задержкой в 79 миллисекунд и клали устройства на расстоянии друг от друга. Записи давали послушать листоносам и самкам смилисок, а также включали в лесу и ставили рядом с динамиками ловушки для комаров. В качестве контроля использовали самок свистунов, или зубастых жаб (Engystomops pustulosus), которые не синхронизируют свои сигналы в природе. Им давали послушать записи сородичей, которые синхронизировали так же, как и песни смилисок.

Листоносы подлетали к динамику, звук которого был лидирующим, в 70 процентах случаев (p = 0,004); этот сигнал привлек в полтора раза больше комаров в ловушку, чем маскирующийся (p = 0,005). 36 самок свистунов из 40 также выбрали лидирующий звук (p < 0,001), а вот смилиски интересовались двумя сигналами одинаково (p = 0,21). Похоже, что самцы курносых смилисок научились подстраивать свои песни под сигналы сородичей, которые находятся рядом с ними, чтобы спрятаться от хищника. Самкам тоже пришлось эволюционировать и прислушиваться не только к лидирующему голосу дуэта, но и замаскированному самцу, у которого больше шансов выжить.

Зубастые жабы разборчивы не только к порядку голосов в дуэте, но и к сложности песни: они предпочитают городских самцов, чьи сигналы более разнообразны. В лесу сложностью песни приходится жертвовать, ведь такие звуки лучше распознают те же хищники. Самки лягушки не всегда делают очевидный выбор: если предложить им хорошую, плохую и очень плохую песню, они выберут вторую. Такое поведение свойственно и людям, экономисты называют это «эффектом приманки».

Автор: Алиса Бахарева

Ссылка на источник