Всё сочувствие, на которое мы решились
 

Гены и творчество

Творческие способности и то, насколько они предопределены генетикой, а на сколько – окружающим миром, всегда вызывали и вызывают животрепещущий интерес.

Гены и творчество

Хочется узнать, что от нас не зависит и находится «в руках» генетики, а что – зависит от нас напрямую. В таком случае, мы смогли бы понять, что нужно сделать, чтобы быть в чём-то особенными и создавать шедевры (или хотя бы что-то более-менее выдающееся).

Для того, чтобы разобрать на составные части такие сложные признаки, как творческие способности, к исследованию привлекают близнецов. Именно с их помощью становится возможным разделить вклад генетики и вклад окружающей среды. Монозиготные близнецы несут 100% общих генов, а дизиготные – 50%, и по тому, как между ними отличаются результаты, можно судить о том, на сколько важны гены и окружение. Если для монозиготных близнецов корреляция какого-либо признака выше, по сравнению с дизиготными, это говорит о том, что есть влияние генетики. А если корреляции одинаковы, то вклад генетики не подтверждается.

Авторы статьи, опубликованной в журнале Behavior Genetics, задались целью – посмотреть, как влияет генетика на творческие способности. Существует специальный реестр близнецов — the Netherlands Twin Register (NTR), зарегистрированные там люди как раз и приняли участие в исследовании. Учёных интересовали исключительно представители творческих профессий и для того, чтобы их найти, участникам исследования было предложено заполнить анкеты о роде деятельности. По указанной информации делался вывод: является человек представителем творческой профессии или нет. К таковым были отнесены следующие занятия: танцы, кино, музыка, театр, изобразительное искусство и написание текстов. Затем авторы статьи изучили информацию о здоровье, стиле жизни, персональных характеристиках близнецов, которая была представлена в базе данных NTR.

Среди участников исследования оказалось не так много представителей творческих профессий – 2.6% от общего числа. По имеющимся о них данным были рассчитаны несколько специальных моделей, позволяющих оценить различные варианты вклада той или иной компоненты в творческие способности этих людей. Самая лучшая модель показала, что наследуемость, – 70%, а остальное – за специфическими факторами окружающей среды. Авторы отмечают, приводя в пример несколько предыдущих исследований, что эта цифра их не удивляет и они лишь на бОльшей выборке смогли проверить уже ранее показанные результаты. Выходит, что такая вещь как творческие способности, хорошо наследуется и имеет под собой весомую генетическую основу.

Что примечательно, у 3.9% людей, профессия которых не была творческой, члены семьи имели творческий род деятельности. А у 26.1% участников исследования с творческим родом деятельности, были в семье представители творческих профессий.

Авторы статьи подчёркивают, что их исследование имеет несколько возможных недочётов. Изначально они ориентируются на анкеты, ответы на вопросы в которых могут быть неправильными или неполными. То есть с начала исследования играет роль человеческий фактор. Сами авторы статьи, при отнесении профессии к разряду творческой, могут не включать в исследование те, которые, по их личному мнению, творческими не являются. И тем самым могут нечаянно не включить род деятельности, как раз подразумевающий креативность. Так же стоит отметить, что каждая из моделей давала результаты с довольно широкими доверительными интервалами, поэтому в дальнейшем, вероятно, нужно не только изменить процедуру опрашивания, но и изменить критерии, определяющие, насколько профессия творческая. Не было бы лишним использовать более обширную выборку (авторы сами говорят, что 100.000 близнецов им бы не помешали).

Тем не менее, нельзя не сказать, что эта работа на настоящий момент – одна из самых обширных по числу исследованных близнецов (6755), результаты согласуются с полученными прежде и дают плодотворную почву для дальнейших исследований по этой теме.

Текст: Надежда Потапова

Ссылка на источник